первая часть вторая часть третья часть четвертая часть Итак, как уже было сказано, под датчики я отфрезеровал два прямоугольных паза, соответствующих "рамочному" периметру, проигнорировав выемки под "ушки" - крепления датчика.
Дело в том, что еще до начала работ над этим корпусом я твердо решил ставить датчики способом, отличным от принятых на современных инструментах - причем в тот момент даже не до конца представляя, как именно! Чтобы объяснить такое слепое стремление, нужно начать с обзора устоявшихся методов установки датчиков.
Надеюсь, все в курсе, как выглядит обыкновенный гитарный хамбакер, но если кто запамятовал - то
в тексте про снятие крышки есть много фотографий со всех сторон. То есть: прямоугольная "база", на которой собирается датчик, имеет два кронштейна по бокам (я часто называю их ушами), через которые проходят болты или шурупы. Вот красивая картинка с сайта Seymour Duncan, известного производителя звукоснимателей:
Честно говоря, у меня есть огромные претензии к этому формату в целом. Датчик, подвешенный всего за два тонких винта, склонен болтаться в пазе или непредсказуемо наклоняться в одну из сторон. Все такое сто раз видели, небось. Разумные производители (например, Fender и Carvin) делают в одном из "ушей" не одно, а два отверстия:
Тем самым, во-первых, исключаются любые случайные перемещения датчика, а во-вторых, его поперечный наклон становится регулируемым. Это было бы очень кстати, скажем, на традиционной Gibson SG. К сожалению, даже такие простые улучшения почему-то не принимаются гитарными производителями единогласно, хотя конкретно в этом случае нет ВООБЩЕ НИКАКИХ ПРИЧИН для того, чтобы оставаться на старой схеме (ну, кроме "устоявшегося техпроцесса" и "у нас на складе еще десять вагонов рамок с одной дыркой на каждой стороне, куда мы их денем?"). Еще раз: мы не говорим о какой-то зауми, о rocket science. Напротив, речь идет о ПРОСТЕЙШЕМ улучшении системы крепления датчиков, которое очевидно любому человеку, не обязательно даже гитаристу, и которое вряд ли хоть как-то скажется на себестоимости конечного продукта. Но тем не менее датчики на пресловутой Gibson SG как стояли косо относительно струн пятьдесят лет назад, так и стоят до сих пор. Да, даже на новых сериях. Даже на кастомах.
Я так подробно обсасываю эту мелочь, чтобы донести простую мысль: даже если что-то делается на американской фабрике, издается миллионными тиражами, и даже если на нем всю жизнь играл Тони Айоми - это, к сожалению, отнюдь не значит, что все сделано абсолютно правильно. Помните об этом, пацаны.
Вооружившись таким подходом, посмотрим на три распространенных метода установки датчиков на гитару:
- Фальшпанель (пикгард)
Стратокастер все видели. Панель - это не только вариант установки звукоснимателей, это еще и "настроение" гитары, ее философия, можно сказать. Она должна рифмоваться с общим дизайном инструмента. Поэтому ставить пикгард только ради датчиков, если первоначально хотелось обойтись вообще без него - это рак мозга. Лично я, к тому же, недолюбливаю пластик. Если уж когда-нибудь жизнь заставит делать пикгард на своей гитаре, я вырежу его из листа латуни. Едем дальше.
- Рамки
На гитарах, где гриф установлен под углом (в первую очередь Gibson и потомки) от рамок сплошная польза: они помогают выставить датчики параллельно грифу, а не деке, а также приподнимают бриджевый датчик над поверхностью корпуса (уместно снова припомнить SG и ее долбанутое крепление звучков - а все потому, что конструкторы решили обойтись без рамок!). На тех инструментах, у которых гриф более-менее параллелен корпусу (Fender и прочие) рамка занимается исключительно тем, что скрывает ушки датчика. Больше она ни для чего не нужна.
Это очень важный вывод. Фактически, ставя датчик через рамку, мы ставим на гитару лишний кусок уродливого пластика и вкручиваем в нее четыре самореза только для того, чтобы скрыть недостатки общей конструкции звукоснимателя!
Киньте в меня камень, если от этого черного пластика гитара стала лучше выглядеть. Не скрою, иногда рамки смотрятся неплохо (если сделаны из металла или дерева, и если хорошо рифмуются с корпусом по цвету). Но в целом, непредвзято, - ставить их не хочется. Если, конечно, найдется что-то получше...
- Прямое крепление саморезами
Видимо, размышляя схожим образом, Ibanez популяризовал прямое крепление хамбакеров, сопровождая эту инновацию разными изумительными историями о том, что звук от такого крепежа сразу становится гораздо лучше (хотя P-90 и басовые JB все так ставили еще пятьдесят лет назад). Выглядит своеобразно:
(снизу датчик подталкивается плотной резиной или чем-то подобным)
К сожалению, этот вариант крепления далек от идеала, и вот почему: во-первых, при замене датчиков придется рассверлить у нового звукоснимателя крепежные отверстия, чтобы туда пролезли саморезы - а незаметно зашить эти дыры обратно практически невозможно. Это имеет большое значение при экспериментах с дорогими бутиковыми датчиками. К тому же обычно приходится отпиливать у "ушка" два уголка, чтобы привести его к треугольной форме, характерной для хамбакеров DiMarzio (или фрезеровать корпус). Во-вторых, саморезы делаются короткими, чтобы не пробить корпус насквозь, и в мягком дереве (скажем, ольхе :) они очень часто срывают резьбу. Восстановить ее нетрудно, но это лишняя возня и лишний фактор риска. А требуется надежность. И наконец, лично мне просто категорически не нравится, как все это выглядит. Какие-то рога и копыта, саморезы, кривые отверстия... Фи. Никакого изящества и достоинства. Зато фабрика экономит копеечку на восьми саморезах и двух рамочках.
Короче говоря, обзор вариантов напоминает известную
хохму о гигантской клизме. И это беда.
Некоторым отважным мастерам удалось ввести собственные методы установки звукоснимателей. Например, Ken Parker, прекрасный гений, на своих гитарах ставит датчики через их собственные магнитопроводы - два винта длиннее остальных десяти, они проходят через весь датчик, упираются в дно паза и там вкручиваются во втулки. У звукоснимателей даже ушей нет. Это восхитительная система - но она даже близко не обеспечивает заменяемости датчиков. Зато как здорово смотрится!
Ed Rоman, тоже большой оригинал, ставит датчики, используя мелкие технологические отверстия катушек между магнитопроводами. Подробной информации нет, но я подозреваю, что он рассверливает их, нарезает резьбу и вставляет туда тонкие винты типа тех, которыми регулируются седла страта. Дальше - как у Паркера. Да, поменять датчики тоже будет трудно. И да, внешний вид тоже радует:
Следует также упомянуть о малоизвестной гитаре Yamaha AES-FG, подписной модели Frank Gambale. Сзади у нее, под крышкой, вот такое месиво:
А спереди, как можно догадаться, все опять феерически прекрасно из-за отсутствия рамок, панелей и другой ерунды.
Все детали хорошо видны на первой фотографии. Это прекрасная идея (хотя выфрезеровано уж больно до фига, на мой взгляд), и я бы так и сделал, наверное, на своем корпусе - если бы не делал его под имеющийся гриф. А без такой посадки грифа и без тремоло пилить три крупных сквозных отверстия в гитаре - это бессмысленный садизм. Так что тоже не вариант.
А теперь еще раз перечитайте комментарии к этой записи:
http://mux22.livejournal.com/545872.htmlСмешно, не правда ли?
Итак, крепление датчиков на моем корпусе должно было удовлетворять следующим требованиям:
1) отсутствие рамок, шурупов и прочей шушеры на лицевой стороне гитары - это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО красивее.
2) возможность установить на это крепление ЛЮБОЙ датчик традиционного дизайна без необратимой его модификации.
3) относительная легкость воплощения
Я долго думал, как можно все это совместить. А потом, еще дольше, - над тем, каким инструментом можно осуществить задуманное.
У основного паза выбирается немножко дерева с одной стороны:
И совсем чуть-чуть - с другой:
Теперь датчик можно вставить в паз одной стороной, слегка сдвинуть его ПОД верхнюю кромку, опустить вторую половину и вернуть датчик обратно в центр паза. Вот фоточка уже со сборки, после морилки и масла (потом все это опишу подробно):
Датчик легко сдвигается на полсантиметра, чтобы было куда опустить второе ушко. В дальнейшем оно прячется в маленькое углубление в стенке паза.
Датчик крепится СЗАДИ, потому что спереди его некуда крепить.
Чтобы он не болтался в пазе, под него подложена все та же самая пористая резина.
Результат таков:
И он, по-моему, прекрасен.
На этом пока все. В следующей части я расскажу о том, как делались эти хитрые углубления в пазах, а заодно о скосах на корпусе и о темброблоке. Привет.