Создание электрогитарного корпуса: часть I, правила игры и подготовка

Sep 11, 2012 01:45

История длинная, я разделю ее на несколько постов. К настоящему моменту описываемый проект завершен. Результат - как минимум, не отвратителен. Это мой первый корпус; более того, это первое что-либо вообще, сделанное мной с нуля. Поэтому я основательно набил шишек, наломал дров и т.д. Будет о чем рассказать, то есть. Лично я не испытываю особого влечения именно к ИЗГОТОВЛЕНИЮ гитар, однако знаю, что есть множество людей, которые мечтают их делать, но боятся начать. Поэтому писать буду очень много и подробно, с расчетом на совершенно безрукого читателя.

А началось все с пожилого японского Ibanez RG, который валялся за шкафом у моего друга уже не первый год. Был этот ибанез потрепан, неухожен и уныл. А еще у него корпус был из МДФ, в просторечии - "бумажный". И машинка средней паршивости, что-то вроде Lo-TRS. Хозяину гитара в таком виде была безразлична и бесполезна. Пару раз предпринимались попытки кому-нибудь это чудо сбагрить через интернет, однако покупателей не находилось. Впрочем, это объяснимо: половины шурупов нет, все засранное, флойд еще какой-то роуз торчит, - да кому нужен такой вот инструмент даже занидорага? Молодежь давно перешла на шектеры и элтэдэхи. А редкие спортсмены, кому флойд до сих пор не опостылел, обычно покупают что-то более ухоженное и серьезное.

Ну вот, смотрел я, смотрел на этот ибанез и говорю: а давай тебе к нему новый корпус соорудим. Чего он у тебя валяется без дела. Гриф-то в отличном состоянии - разве что лады ему полирнуть, какую-нибудь заглушку вместо топ-лока поставить и все, можно разбегаться кистью и все такое. А на корпус я какой-нибудь хардтейл прикручу, раз тебе машинка не нужна. Авось выйдет нечто хорошее. Тебе гитарку оживим, а я попрактикуюсь в фуговке, шлифовке, фрезеровке всякой и мало ли в чем еще. И даже если ничего не получится, всегда ведь можно обратно старый корпус прицепить. Товарищ мой на все эти авантюры согласился, за что ему большое спасибо.

Четко заданных требований к новому корпусу на тот момент было немного:
1) фиксированный бридж
2) хамбакер в бридже, сингл в неке
3) звук позлее, в сторону Pantera и прочего мяса.

И все! Остальное - на мое усмотрение и по вкусу.

Меньше всего я думал над тем, какое дерево выбрать. Только ольха. Почему? Потому что из всех деревяшек оно, на мой взгляд, едва ли не самое интересное по звуку при установке грифа на винты. Клен и ясень чересчур зажаты, у липы не видно особых преимуществ перед ольхой, а красное дерево, имхо, довольно тупо и глухо играет на привинченном грифе. Остаются всякие падуки-бубинги-венге-амаранты и прочая экзотика, а зачем использовать экзотику на первом проекте, который, возможно, окажется фатально испорчен? Кроме того, ольха очень легко обрабатывается и недорого стоит, что для первой гитары немаловажно.

Конструкцию корпуса решено было оставить в целом стандартной - никаких выпуклых топов и сложных форм. А вот оригинальную форму корпуса RG мне сразу захотелось немного приталить, сделать поизящнее, а заодно избавиться от всех выпирающих острых углов (у RG, в отличие от всяких стратов, практически нет фасок, т.е. скруглений, на ребрах корпуса). Набрав в гугле "Ibanez rg svg" и открыв первую ссылку, я получил более-менее точное векторное изображение типичной RG-шки. Затем выкинул из этого файла все, кроме контура корпуса. Вытягивая линии, добавляя в контур новые узлы, я в конце концов получил примерно то, что хотел:



Розовое - это оригинальный контур RG. Черное же, как нетрудно догадаться, - мои художества. Я, в общем-то, почти не уменьшил талию корпуса, но отодвинул ее от грифа, из-за чего она на первый взгляд стала сильно уже. Также я сильно уменьшил нижний рог - он нужен только для того, чтобы гитара не сваливалась с колена, и делать его таким же большим, как на оригинале, мне совсем не хотелось. Верхний рог я просто слегка подогнал под нижний - так, ради визуального баланса, что ли. Толщину корпуса не было никаких причин менять : пускай будет в районе 43-45 мм.

Удивительно, насколько по-другому начинаешь смотреть на инструмент, когда обдумываешь, как бы выпилить нечто подобное из куска ольхи. Скажем, пока я не всмотрелся как следует в старый корпус от RG, мне казалось, что его талия гораздо уже, чем есть. Не знаю, как это описать. В общем, кому интересно - нарисуйте на тетрадном листе в клеточку корпус страта по памяти, а потом сравните с фотографией. Гарантирую, что вы изобразите талию существенно более узкой, нежели ей положено.

Еще хотелось бы сказать два слова о креплении грифа. Дело в том, что у всех стратоподобных гитар есть интересная особенность - вообще говоря, та часть их корпуса, которая предназначена для посадки грифа, несколько выпадает из общей формы:



Т.е. идеальный гитарный корпус, по моему глубочайшему убеждению, не должен иметь этого уродливого выроста. Но, поскольку он совершенно необходим для крепления традиционного грифа, дизайнеры страта слегка уменьшили внутренние радиусы обоих рогов, сделав основополагающей формой две полуокружности вместо одной:



Так вот, отрисовывая форму будущего корпуса, я слегка завалил рога так, чтобы они сильнее подчеркивали именно ЕДИНУЮ линию, а не две разных. На мой взгляд, это элементарно красивее.

Вот, кстати, пара инструментов, конструкция которых позволила обойтись без вынесенной площадки под гриф. Genesis by Modulus:



и Ed Roman Quicksilver:



Согласитесь, что контуры рогов на этих гитарах смотрятся ГОРАЗДО естественнее и аккуратнее, чем на любом стратокастере или ибанезе. Но мы отвлеклись.

Выбор фиксированного бриджа, как водится, стоял между "тюноматиком" и "фендер-хардтейлом". Есть еще всякий изврат типа 2tek, но какой от него прок? Я решил ставить бридж фендеровского типа, а именно Gotoh GTC-102. Он ниже тюноматика и поэтому для него не нужно, чтобы гриф соединялся с корпусом под углом - хватит стандартного параллельного соединения. В принципе, если задаться целью все-таки впихнуть тюноматик, то можно было бы отфрезеровать канавку под него, а струны пустить сквозь корпус. Тогда даже параллельно стоящий гриф не создаст проблем. Наконец, можно и паз для грифа в корпусе сделать под углом. Но, повторюсь - мне комфортнее с GTC-102. Стальной, седла тоже стальные. Расчитан под струны сквозь корпус. А еще у него высота струн индивидуально регулируется...



С датчиками, электроникой и прочими нюансами решено было разбираться уже по ходу работы. С внешним видом я тоже не мог определиться почти до самого финиша, но еще тогда мне очень хотелось покрыть корпус маслом, и уж ни в коем случае не закрашивать его наглухо, в сплошной цвет.

Осознав все вышенаписанное, я поехал в "Буманс", где мне под ноги услужливо вывалили пару десятков длинных ольховых досок (толщиной 50 мм - типа стандарт) и предложили выбрать оттуда что-нибудь хорошее. Выбирать, увы, было практически не из чего. Большая часть досок была испорчена крупными сучками и трещинами. Подбор древесины был осложнен тем фактом, что ширина каждой из двух заготовок должна была быть не менее 17 сантиметров. Как назло, несколько особенно приличных деревяшек были слишком узкими. Между тем, мне хотелось провести центральную линию корпуса точно по склейке - опять-таки, из эстетических соображений. Кое-как выбрав пару более-менее пристойных досок, я заплатил за них что-то около полутора тысяч рублей и, взвалив их на плечо, пошел грузить в машину. Очень приятное ощущение было!

Надо сказать, что никакого принципиального запрета на сучки в электрогитарном корпусе нет - это все-таки не акустическая дека. Однако: во-первых, мне хотелось сделать прозрачное покрытие, а насколько приятно будут выглядеть сучки после шлифовки - большой вопрос. Во-вторых, дерево в районе сучков иногда плохо и непредсказуемо обрабатывается. Короче, думаю, никто не будет спорить, что чем меньше сучков в древесине, тем лучше. Но я совсем не думаю, что сучки ДУШАТ СУСТЕЙН или еще что-то в этом роде. Впрочем, о звуке в тот момент вообще не было речи - сделать бы что-то приличное и самому не убиться...

На этом подготовка закончилась. Доски валялись в мастерской несколько недель, пока у меня не дошли руки до чего-то более практического, чем ворошение узлов контура на экране. Продолжение следует.
Previous post Next post
Up