МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ. АРХИТЕКТУРА. 2013 г.

Jan 26, 2013 21:45



Вчера в ЦДА состоялась ежегодная конференция посвященная проблемам современной церковной архитектуры. В основном доклады были на тему спора "старого" и "нового". Участниками было показано 7 или 8 проектов прошедшего недавно конкурса на проектирование нового храма для Сретенского монастыря, результат которого так до сих пор и не объявили... На конференции посчастливилось выступить и нам, творческому объединению "квадратура круга". В этом посте будет представлена моя часть выступления на этой конференции. Тема доклада: "Поиск образа современного храма".





Первым проектом, про который мне бы хотелось рассказать, будет церковь в честь 40 мучеников Севастийских. Этот храм проектировался для Москвы, но без привязки к какому-то конкретному месту. Свой рассказ я начну с небольшой предыстории: летом прошлого года в Москве произошло несколько пикетов против строительства храмов шаговой доступности. Одним из их аргументов протестующих, является застройка территории, вместо разбивки на этом месте парка (такая ситуация сейчас на Ходынке и в некоторых других местах города). Озеленение и застройка территории- очень актуальная проблема в больших городах.



В данном проекте я попытался увязать озеленение с храмом, его символикой и посвящением. Основной темой образного выражения послужил Процветший Крест. Храм окружает ажурная металлическая конструкция состоящая из 40 переплетенных между собой крестов- это образ 40 мучеников Севастийских. В клумбе, под конструкцией посажен вьюн, он, оплетая кресты, символизирует Животворящий Крест Голгофы, как надежды на всеобщее воскресение во Христе.



Интересным аналогом моему проекту служит фотография Прокудина-Горского. На ней можем увидеть как раньше украшали зеленью фасады церквей на Троицу.



Общие пропорции храма построены по золотому сечению. Справа представлен аналог- церковь Святого Креста в городе Нин.



План храма представляет собой равносторонний крест. По углам, рядом с клумбами, устроены скамейки для прихожан. На плане мы видим 8 узких окон. Они устроены таким образом, чтобы свет, прежде чем попасть в интерьер, проходил сквозь оплетающую кресты зелень, создавая в храме игру светотени.



Аксонометрии.



Подробнее хотелось бы остановиться на барабане. Его внешняя форма- это плавный переход с круга на квадрат. При таком решении мы получаем живой, изменяющийся в зависимости от точки зрения абрис. Подобные решения можно встретить в дороманских храмах Хорватии.



Интерьер освещается через круглое отверстие в куполе, из него потоки света попадают на внутренние стены барабана, на которых находятся фрески 12 апостолов. Мозаичные нимбы находятся на переломе формы, чтобы усилить их блеск. Этот принцип освещения внутреннего пространства является творческим переосмыслением идей великого архитектора эпохи классицизма Николая Александровича Львова.



Например, что то подобное мы можем видеть в барабане его храма- усыпальницы. Крайне интересно решено и нижнее пространство самой усыпальницы, где свет попадает в интерьер через световые колодцы, образуя на полу крест.



Ну и конечно же хотелось бы показать еще один его проект- с двойным куполом, где окна внешней и внутренней оболочки идут вразбежку. Фигуры 12 апостолов освещаются отраженным от внутренней оболочки светом.



Давайте перейдем ко второму проекту. Этот храм также спроектирован для Москвы, и без привязки к конкретному месту. Тут задачей проекта было вписать новое здание храма в сложившуюся историческую застройку.



Образом для проекта послужила икона Андрея Рублева "Троица". На иконе изображены три ангела, за каждым из которых их визуальная символика: Бог Отец - архитектура, Бог Сын - дерево, Бог Святой Дух - горы. Эта символика представлена на фасаде в виде 3 различных материалов. Стекло- отражающее город, дерево и каменная стена. Таким образом мы получаем, как бы пересказ иконы языком архитектуры.



Вывернутый внутрь угол храма создает эффект обратной перспективы, что еще раз подчеркивает связь фасада храма с иконой.



План и фасад.



Подробнее остановлюсь на рельефе креста на каменной стене. Этот крест виден только при определенном освещении: скользящем солнечном свете или вечернем свете из застекленной части храма. В данном случае я вдохновлялся живой обмазкой новгородских храмов, на стенах которых, при скользящем освещении, образуется игра светотени.



Застекленная стена, ориентированная на юг, позволяет осветить внутреннее пространство дневным светом, отражающемся от зеркальной северной стены интерьера.



И последний проект, который я сегодня покажу, будет конкурсной работой на храм Новомучеников и исповедников Российских для Сретенского монастыря.



Началась работа над проектом с поиска образа. Для меня подвиг Новомучеников ассоциируется с полетом птичей стаи, стремящейся достичь своего небесного отечества- Царствия Небесного. Также образ матери церкви ассоциируется с птицей, собирающей под крыло своих чад.



Эти две темы, статическая и динамическая, раскрывают главную идею проекта. Основной объем храма своей монументальностью и лаконичностью напоминает Соловецкий монастырь - место подвига Новомучеников.



Это впечатление усиливается архитектурой колокольни, имеющей сходство с лагерной вышкой, как неким предупреждающим символом.



Фрагмент фасада.



В декоре барабанов и апсид я вдохновлялся рельефами Псковских и Новгородских храмов.
На правой нижней фотографии можно увидеть что рельефы раньше делали очень живыми. Треугольные ниши декора то увеличиваются, то уменьшаются. Подобную живость я постарался передать и в своем проекте.



План храма представляет собой квадрат, сторона которого равна 24 саженям. Кратно древнерусской сажени выполнены и другие основные пропорции храма: основные высотные отметки, ширина и высота столпов , ширина барабанов и.т.д.
Пропорции и построения древнерусских храмов по сажени тщательно исследованы нами. Последние несколько лет, мы с Даниилом много путешествуем по России, и в поездках активно изучаем памятники церковного зодчества. Затем собранный материал анализируется: пишутся статьи, изучаются пропорции и делаются графические реконструкции.

P.S: Подробный отчет о прошедшей конференции будет опубликован в следующем номере журнала "Храмоздатель".

Конкурсный проект, Квадратура Круга, Рождественские чтения, Современная церковная архитектура

Previous post Next post
Up