Рождественские чтения 2013. Современное храмостроительство.

Feb 13, 2013 18:43

Оригинал взят у daniil_skitalec в Рождественские чтения 2013. Современное храмостроительство.

25 января прошла секция Рождественских чтений, посвященная церковной архитектуры. В этом году мы с Иваном подготовили презентацию нашего творческого объединения Квадратура Круга, посвященного поискам современной храмовой архитектуры. Это значимое событие для нас оказалось заметным и для многих слушателей: священников, архитекторов и искусствоведов. Следуя регламенту мероприятия, мы старались достаточно объемный материал вместить в рамки десяти минут. При подготовке казалось, что такое ограничение времени не позволит рассказать полностью о нашем подходе и его реализации в проектах, но, как выяснилось, подобные рамки позволили изложить основные мысли ясно и четко и понятно для слушателей.


Наша презентация началась с эпиграфа и краткого определения:
«Вы никогда не достигнете прошлого, если погонитесь за ним, но если вы проявите настоящее, то сможете вступить в диалог с прошлым...» (Сверре Фен)


Квадратурой Круга является творческое объединение, которое ведет поиски архитектурно-художественных решений современной православной архитектуры. Наша задача - связать искусство прошлого с культурой настоящего, выразить традиционные духовные ориентиры языком современной архитектуры. Зодчие древности вбирали все лучшее из культурного контекста своего времени и возводили великое многообразие храмов и часовен, объединенных единым смыслом, чтобы отобразить в нашем мире реалии Горнего Иерусалима. Мы продолжаем эти традиции осмысленного формирования храмового пространства.
nbsp;Наша деятельность не фокусируется на узком круге задач, т.к. проблема современной православной архитектуры очень сложная и многогранная, ее решения лежат в самых разных проявлениях культуры как церковной, так и светской.

После вступления последовала часть презентации проектов Ивана Землякова, которую можно посмотреть вот тут: http://muvz.livejournal.com/9253.html

Моя презентация продолжила доклад Ивана и началась с описания проекта миссионерского храма ИХТИС.



В этом проекте я искал такую композицию и форму храма, которая отличалась бы от светской архитектуры и служила идентификацией православного храма в любой точке земного шара. В новостях сейчас часто можно услышать о том, как в Пакистане, Тайланде или Китае люди живо интересуются православием, многие принимают веру, крестятся. Для таких людей нужны храмы, которые отражали бы дух соборности, были бы простые в возведении и вместительны. Эти качества заложены в проекте храма ИХТИС. Его простая форма со скатной крыше в основе своей имеет композиционный принцип базилики, и опирается на образ корабля или ковчега. Возвести подобную форму можно из любого доступного строительного материала в любой точке земного шара.







В изучении архетипов как источников форм кроется разгадка современного культового зодчества. Некоторые закономерности связи архетипа и формы я попытался связать в проекте монастырского храма. Образ храма складывается из таких категорий как: духовное восхождение (постепенное развитие), соотношение хаоса и порядка, цитадель, иерофания, сила смыслов и пр.





В храме двух природ рассматриваются категории борьбы и единства противоположностей, активного и пассивного начала.



Теперь хотелось бы коснуться вопроса о соответствии формы и места. До этого показывались проекты без конкретной привязки к месту, но при работе над конкурсным проектом собора мучеников и исповедников в Сретенском монастыре поиск архитектурных решений велся, исходя из места, окружающей застройки. Жесткое требования по вместимости, вкупе с ограниченной площадью участка создали интересные условия для поиска формы.


За композиционную основу была взята композиция храма святой Ирины в Константинополе - лаконичный объем с пологим куполом и вместительным внутренним пространством без центральных опор замечательно отвечают соборному храму. Но т. к. мы находимся в России, то использовать графический язык Византии не представляется возможным в данном проекте и общий образ выстраивался на связях с древнерусским зодчеством.



Главная черта этого храма - множественность, символизирующая многочисленных мучеников, пострадавших во время советских гонений на веру. Идея множественности проходит через все элементы сооружения: в опорах, как символе того, что Церковь устояла во многом благодаря вере мучеников; в камнях стен, которые служат защитой выражают уникальность личностей мучеников; в световых проемах, которые являются маяками праведности.



nbsp;Очень важно было вписать в градостроительный контекст города: с одной стороны фасад, выходящий на Рождественский бульвар надо было сделать и заметным и, в тоже время, не нарушающим сложившуюся городскую среду. Потому северный фасад храма отстоит от фронта фасадов, демонстрируя храм как бы со стороны, при этом остается заметным. Для создания сомасштабной и комфортной человеку среды, южный фасад был сделан постепенно понижающимся и раскрывающимся от глухой стены четверика к остекленному нартексу, открытому в монастырский двор. 




nbsp;Формат презентации не позволил более подробно рассказать о нашей деятельности, но это оказалось даже удачным моментом - самая короткая презентация вечера оказалась запоминающейся. Дело в том, что вопрос о необходимости творческого развития церковного зодчества поднимается на протяжении двух десятилетий, но попыток комплексного рассмотрения этой темы не предпринималось. Очень надеюсь, что Квадратура Круга сможет охватить новые культурные горизонты в исследованиях и проектах.

www.cc-qc.ru

Конкурсный проект, Квадратура Круга, Рождественские чтения, Современная церковная архитектура

Previous post Next post
Up