В "La storia del perdente" салентийской рок-группы "
La Resistenza" есть та же мысль, что и у Альбера Камю в его "Шведских речах" 1957-го года (лекцию по случаю вручения нобелевской премии он произнес 10 декабря, в день принятия Всеобщей Декларации Прав Человека): "роль писателя неотделима от тяжких человеческих обязанностей. Он, по определению, не может сегодня быть слугою тех, кто делает историю, - напротив, он на службе у тех, кто ее претерпевает". Только автор стихов - Энрико Червеллера (Enrico Cervellera) - имеет ввиду не самоидентификацию литератора, а поступочную историчность исключенных, проигравших, немых.
Камю, впрочем, тоже в своей знаменитой речи не циклился на себе, а делал широкие обобщения: "Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть. Это поколение, получившее в наследство изуродованную историю - смесь разгромленных революций, обезумевшей техники, умерших богов и выдохшихся идеологий, историю, где нынешние заурядные правители, уже не умея убеждать, способны все разрушить, где разум опустился до прислуживания ненависти и угнетению, должно было возродить в себе самом и вокруг себя, основываясь лишь на собственном неверии, хоть малую часть того, что составляет достоинство жизни и смерти...".
После "конца истории", трактуемого как абсолютный триумф и чествование планетарных победителей, опыт поражения и жизни в условиях оккупации также приобрел планетарный масштаб. В строфах песни зашифрованы переклички с лентами глобальных информ-агентств, есть упрек "западному человеку" от имени "щепок" безальтернативной вестернизации и "правящим" - от имени диссидентов, но общий смысл все же не сводится к памфлету и оплакиванию отчужденных, не содержит призыва к "восстанию масс" или экзистенциальному бунту без веры и надежд. Равно как и не умоляет о милости к отставшим (от модернизации), сопротивляющимся, прячущимся от диктата реальности. Главная интенция текста и видео все же другая, гуманитарная, задающая вопрос о социальном мире, над которым перестала властвовать метафора войны и ролевого расклада победителей/побежденных.
Не думаю, что мы далеко ушли от ночных кошмаров Камю и других интеллектуалов, понимавших хрупкость цивилизации и ненадежность ее "волнорезов" против волны неоварварства, тоталитарных идеологий, фундаментализма, ксенофобии. Однако, похоже, многим из нас удалось услышать предостережение насчет бесплодности мечтаний о постисторическом, утопическом измерении. Выход из состояния войны - не исход в "земной рай" (идиллию "светлого будущего" без конфликтов и напряжения), а перевод противоречий в "трансформаторы" и "турбины" переговорных институций, материализация "всемирного гражданства" (см. "
Проблемы гражданства" Юрген Хабермас). Если это так, то "К вечному миру" может быть не только надписью "
на вывеске одного голландского трактирщика рядом с изображенным на этой вывеске кладбищем".
+ + +
В 2008-ом клип на "Историю побежденного" был признан лучшим video indipendente. Визуальный ряд - действительно удачный пример преломления глобального в локальном, вавилонского - в городках и оливковых рощах неподалеку от Бриндизи.
La Resistenza - La storia del perdente
Click to view
Oscurarono anzitempo la terra e il cielo
Dense colonne e altissime di fumo nero,
Pur risalendo il fiume remando senza fiato
M'apparve il mio villaggio che tutto era finito
Se non fa prigionieri è un lavoro riuscito
Se uccide i testimoni è un lavoro pulito
Della mia casa non restava che un tizzone fumante
Unico figlio vivo delle bombe intelligenti
Che in nome della pace ammazzan tutti quanti
Che ammazzan tutti quanti per stanar due dissidenti,
Ma sono queste azioni che gettano il seme
Di faide infinite fra il male ed il bene,
fra il male e il bene
La storia è scritta sempre e solo dal vincitore
Che parla solamente e parla solo di vittorie
Un giorno la scrivesse un perdente,
Non dico uno qualunque,
Dico uno della gente
Della notizia ci fu appena un breve lancio d'agenzia
Stringato e fuorviante com'è solo una bugia,
Parlava di ribelli e di presunti terroristi
Taceva della strage e non svelava i suoi mandanti,
Chiamando "atto dovuto" un'assurda mattanza
Metteva le catene alla libera stampa
Pensando tutto procedesse secondo programma
Fecero male i conti con la cabala e il mio karma,
Io lì non sono morto, io sì mi son salvato,
Io di tremila creoli sono il sopravvissuto,
Uomo occidentale ora il velo è caduto,
Ascolta la mia storia, rifletti e stai muto
La storia è scritta sempre e solo dal vincitore
Che parla solamente e parla solo di vittorie
Un giorno la scrivesse un perdente,
Non dico uno qualunque,
Dico uno della gente