Marina Heredia - Tango de las Madres Locas

Jul 01, 2010 10:11

Читали "…заслуживают, чтобы их застрелили…" Кирилла Кобрина? И как Вам? Текст с неприятным осадком: автор вроде бы и признает, что расстрел манифестантов в Лондондэрри был преступлением, однако последующий пассаж в духе "нет правды на земле, но правды нет и выше" в сочетании с ехидным вступлением насчет стоимости правосудия как будто обесценивает публичное признание ответственности за произошедшее 30 января 1972 года, сделанные британским парламентом парламентом и премьер-министром.

"Но нас здесь интересует не столько британский, североирландский сюжет, сколько вопрос, на первый взгляд, отвлеченный, а на самом деле - очень даже насущный. Вопрос этот о Зле, существующем в нашем мире, и о том, что это Зло никогда не наказывается, и справедливость никогда не торжествует. "Как же так? - воскликнет удивленный читатель, - не может быть! Ведь был Нюрнбергский процесс, и вот Эйхмана поймали. И Милошевича. И Чарльза Тейлора!". Помилуй, дорогой читатель, неужели ты действительно думаешь, что приговор кучке немолодых мужчин в мешковатых костюмах искупил все, что происходило в континентальной Европе с 1933 по 1945 год? Что десятки, сотни тысяч палачей, просто убийц, насильников и садистов решительно переменили свои взгляды, переквалифицировавшись из солдат и полицейских в слесарей, садовников и банковских клерков? Что все эти разговоры о преступлениях Гитлера и компании хоть что-то значат для, скажем, семейственного австрияка, который с гордостью показывает висящий на стене портрет деда в эсэсовской форме? Или, дорогой читатель, ты видел хотя бы одного наказанного НКВД-шника, ГПУ-шника, КГБ-шника, да что там "наказанного", просто мучимого совестью? Или роняющего скупые коммунистические слезы "красного кхмера"? Как там с радостью жизни у полковника Буданова? Или у так и не пойманных извергов из ИРА, взорвавших как-то раз жителей североирландского городка Ома?".

Пафос скептического отношения к "поп-покаяннным жестам" особенно нелеп на полит.ру. Кому Кирилл предлагает согласится с тем, что исторической справедливости не существует? Аудитории в России? Она покаянными публичными жестами, как и он сам пишет, отнюдь не балована: ни как производитель оных, ни как зритель. В мире же - ситуация меняется. Не только с символическим признанием вины: люди, совершившие военные преступления, убившие сотни людей и продолжающие безнаказанно ходить по улицам, должны быть осуждены. Если этого не происходит - значит быть и другим преступлениям против человечности. Так что глупо выдавать расследования и манифестации памяти жертв за жажду мести или фантомные боли за прошлое.
+   +   +

Литература, посвященная философским теориям гражданского общества, напичкана подсознательным гегельянством: де, гражданская активность подразумевает "развитую структуру личностного самосознания", делающую видимой паутинную взаимосвязь между частным, публичным и государственным, ситуативно-сиюминутным и историческим, ощущаемым кожей или щупальцами абстрагирования; только культивируя навык дозора с высоты полетов "сов Минервы", человек, погруженный в рутину повседневности, в домашние хлопоты и закуток профессиональной карьеры, испытывает интерес к принципам и идеям, описывающими не только его подручные хлопоты, фантазии и переживания, а реальность многофигурных, многослойных, сложносочиненных социальных состояний; только "возвышаясь в мышлении", слова вроде "права человека", "равноправие", "правовое государство", "справедливость" etc перестают выглядеть миражами яйцеголовых, манками для возбуждения электората, набором выцветших бандьер Великой Французской революции - они превращаются в "социальную мускулатуру", в то, что не менее реально и значимо, нежели тарелка супа, любовная ласка или ремонт смывного бачка. И только тогда у человека появляется мотивация к защите или поддержке гражданских прав, только тогда - на улицу выходит гражданское общество, а не толпа, наэлектризованная холодом, голодом или опытным демагогом.

Построения с "абсолютным духом", первоклашкой скачущим по ступенькам истории, выглядят красиво и убедительно, но действительность, как всегда, куда зеленее теории.

Пример, о котором много писалось в music_action  - правозащитная ассоциация "Матери с площади Мая" (Las madres de Plasa de Mayo ).  Это и сейчас одно из самых мощных и авторитетных гражданских объединений в Аргентине. Ее создали не университетские очкарики, мечтающие о прогрессе и не прагматичные потребители, осознавшие выгоды продвижения корпоративного интереса. Организация, занимающаяся защитой гражданских прав, прессингом на судебные, исследовательские, журналистские, политические институты (с требованием расследований преступлений военной диктатуры в Аргентине), сохранением исторической памяти о жертвах политических репрессий и т.д. опирается на древний, бессознательный и непобедимый материнский инстинкт. Женщины, многим из которых сейчас под 70 лет, не боялись манифестировать с портретами своих сыновей в центре Буэнос-Айреса еще до того, как хунта пала в 1983-ем. Не отступились они и в 2010-ом, настаивая на том, что пока не раскрыта каждая судьба, пока не осуждены каратели из "эскадронов смерти", виновные в убийствах, пытках, исчезновениях, кражей детей, пока общество и государство не получили стойкий иммунитет против повторения трагедии - женщины в известных на весь мир белых косынках не сбавят обороты (см. " Cueca solo" Стинга в Буэнос-Айресе 2007-го).
+   +   +

Марина Эредиа свое исполнение "Tango de las Madres Locas" посвятила "Матерям Площади Мая". Это простительная вольность: ее наверняка одобрил бы автор произведения - андалузийский композитор Карлос Кано, известный, помимо всего прочего, стойкостью гражданской позиции в отношении диктатуры генерала Франко в Испании и жестами артистической солидарности в адрес музыкантов, живших в условиях цензуры и преследований. Кано также был одним из первых подписантов знаменитого "Manifiesto Canción del Sur" и участником антиавторитарного гуманитарного движения, основанного на его тезисах (о родстве с поэтикой движения заявляли Хоакин Сабина, Пако Ибаньес, Чичо Санчес Ферлосио, Луис Льях...)

Marina Heredia - Tango de las Madres Locas

image Click to view

юстиция, desaparecidos, marina heredia, социальная справедливость, историческая память, sp, las madres de plasa de mayo, права человека, преступление против человечности

Previous post Next post
Up