Простите за многословный пост. Мне кажется, он о важном. Об очень важном. О том, с чем рано или поздно предстоит столкнутся многим европейским сообществам (и российскому - тоже). Поэтому - стоит думать и вникать. И распространять, что надумали.
+ + +
Испанский судья Бальтасар Гарсон, известный процессами по преступлениям против человечности в Аргентине и Чили (в том числе - выдачей ордера на арест генерала Аугусто Пиночета,
Адольфо Шилинго и др.), отстранен от должности по решению Генерального совета судебной власти Испании. Статья обвинения - превышение служебных полномочий (в 2008-ом Гарсон принял к рассмотрению иски родственников жертв гражданской войны и диктатуры Франсиско Франко, длившейся с 1939-го по 1975-ый год). Если суд вынесет обвинительный приговор, судья, бывший надеждой для сотен жертв политических репрессий в Испании и
странах Латинской Америки (
desaparecidos), может оказаться в тюрьме на десять лет и получить пожизненный запрет на судебную практику.
Не советую вникать в эту историю через русскоязычные СМИ. О Гарсоне обычно писали в контексте дел по российской мафии (фигурантами были Дерипаска, Гусинский и др.) и скандальных исков к коррумпированным европейским политикам (Берлускони и др.). Способ подачи, как правило, был либо... сильно скорректирован интересами владельцев масс-медиа, либо - желтизной формата, либо - идеологической ангажированностью (к тому же - заметно влияют аллюзии на ГУЛАГ, преследования диссидентов в СССР 60-80-ых и др.). В мире же испанский судья воспринимается прежде всего как один из наиболее радикальных и "буквалистских" последователей концепции универсального правосудия (согласно его принципам, преступления против человечности могут быть рассмотрены международными и национальными судами где угодно, а не только в стране, где преступления совершались и где правосудие чаще всего остается деформированным "политической целесообразностью").
Юридическим основанием жесткого приговора Бальтасару Гарсону может стать "Закон об амнистии" 1977 года (в 2008-ом году Комитет по правам человека ООН и Комитет против пыток настойчиво рекомендовали Испании отменить этот закон как противоречащий нормам международного права) + тот факт, что преступления времен гражданской войны в Испании не могут быть квалифицированы в соответствии с конвенциями о правах человека, т.к. правительство тогда не подписывало и не ратифицировало таких документов.
Гарсон и его сторонники, напротив, апеллируют к тому, что преступления против человечности (казни, пытки, исчезновения и др.) не имеют срока давности и амнистия на них не распространяется: пока не будут выяснены обстоятельства гибели десятков тысяч людей (Б.Г. возобновил расследование по обстоятельствам убийства поэта Федерико Гарсия Лорка), пока не будут установлены имена палачей и места захоронения жертв ни о каком подлинном национальном примирении не может быть речи. И те, и другие понимают сколь опасна публичная дискуссия об общем травматическом прошлом и судебные процессы, призванные установить истину и восстановить справедливость: дискуссия чревата новым витком террора, гражданской войны или политической дестабилизации (иски за преступления только в период с 1936 года по 1951 год готовы подать 114 266 человек), суды - политизацией и превращением правосудия в инструмент сведения счетов между политическими силами (
зачинщиками претензий к Гарсону были националистические организации - Испанская фаланга, "Manos Limpias" и др. ), группами влияния, бюрократическими кланами etc. Обо всем этом - толковая статья "
Правда вскрывается. Как поменялись местами разоблачения и утаивание в "политике памяти" в Испании" Лейлы Реншоу.
В поддержку Гарсона уже высказались многие испанские и международные правозащитные, адвокатские, гражданские организации (
Amnesty International,
Human Rights Watch, Международная комиссия юристов etc),
электронную петицию подписали почти 130 тысяч человек (жми!), в Мадриде состоялась массовая манифестация, среди участников которой были такие люди как режиссер Педро Альмадовар и др. Благодаря переводу поклонников Альмадовара, у нас есть возможность прочитать на русском "
Манифест мадридской демонстрации в солидарность с жертвами франкизма" (под катом).
"Правосудие не только красивое слово. Правосудие - необходимое условие человеческого достоинства.
Правосудие - это также сердечность, братство, солидарность с теми, кто перенес беспощадную несправедливость террора. Гражданское общество вышло этим вечером на улицу по всей Испании для того, чтобы разделить боль жертв франкистского ужаса, и для того чтобы быть сопричастными с сотнями тысяч тех мужчин и женщин, которые отдали свою жизнь за свободу и принципы демократии в нашей стране. Сегодня, столько лет спустя, мы осознаем ту цену, которую они заплатили для того, чтобы мы могли сплотиться на этой площади, во имя свободы, правосудия и демократии. Несмотря на законодательные уловки и юридические лабиринты, мы хотим сказать, что сегодня память жертв режима Франко вновь находится в игре. Последствия этого процесса, который во времена демократии, предает их память, презирает боль их детей, их внуков, и осуждает стремление сотен тысяч испанских семей к справедливости, эти последствия идут гораздо дальше самого процесса.
Этот судебный процесс может быть интерпретирован, как жалкое доказательство несовершенства испанской демократии, что и сделала иностранная пресса. Государство, которое через тридцать пять лет после исчезновения диктатора, следует методам безразличного террора, к которым прибегал Франсиско Франко, чтобы уничтожать испанцев в течение четырех бесконечных десятилетий.
Используя различные судебные инициативы крайней правым организациям удалось парализовать расследование преступлений режима Франко, создав беспрецедентный скандал, связанный с недавней историей нашей страны, это противно самой природе демократических принципов и возвращает нас к тем временам, когда совершались преступления.
Невозможно не обращать внимание на то, что 113.000 убитых и пропавших без вести, сегодня все еще остаются не захороненными, а их останки в безвестных могилах, - это доказательство того планомерного истребления части населения, которое является преступлением против Человечества.
Невозможно не разделять желания детей и внуков, вдов, которые хотят найти останки своих родных, чтобы отдать им последние почести за ту несправедливую смерть, и желания сохранить память об их борьбе за свободу и демократию, разве это может быть объектом преступления.
Невозможно понять, что демократическое Государство обвинило в преступлении и в служебном злоупотреблении судью, который на само деле принял на себя принципы правосудия и память о жертвах, чтобы применить в Испании правила Международного Уголовного права, которое несколько лет назад, позволили ему действовать против схожих преступлений, совершенных в таких странах, как Аргентина и Чили.
Преступления против Человечества не могут быть амнистированы и не имеют срока давности. Закон об амнистии 1977 года, не может доминировать ни над самой Конституцией, ни над соглашениями и международными договорами, подписанными нашей страной в отношении Прав человека. Испания не может продолжать быть исключением для испанского Правосудия. Сегодня, этим апрельским вечером, гражданское общество находится на улице, чтобы претендовать на зрелость нашей демократии и чтобы разделить вину перед жертвами режима Франко.
Этот демократический порыв, который происходит в соответствии с одобрением в парламенте Закона об Исторической Памяти, должен продолжаться и углубляться для того, чтобы в будущем не преумножались такие постыдные факты, как постановление судьи Варела. В солидарность с жертвами, за всеобщее правосудие и демократические достижения Испании: "Нет, безнаказанности! Расследовать преступления режима Франко это не преступление!".
+ + +
В сети уже появились песни в поддержку Бальтасара Гарсона и принципов универсальной юрисдикции, позволяющих расследовать преступления против человечности.
Lucia Socam - Todos Los Nombres
Click to view
UnomasUna - Canción de apoyo a Garzón
Click to view
P.S. Выскажитесь в своих блогах, что думаете об этой ситуации. Не в тональности "за" или "против", а по сути: согласны ли Вы с тем, что преступления против человечности надо расследовать, с тем, что травматическое коллективное прошлое может быть пережито и преодолено только в случае гласной морально-правовой оценки?