Вероятно, многие видели фильм "Z" Константина Коста-Гавраса (Constantin Costa-Gavras). И уж точно слышали саундтрек Микиса Теодоракиса из этой картины. Авторы еще в прологе предупреждали зрителей: "Любое сходство с реальными событиями, лицами живыми и мертвыми, не является случайным. Оно умышленно". Сейчас, спустя сорок лет после съемок и начала проката ленты (получившей, к слову сказать, "Оскара" и Каннскую премию в 1969-ом), история смотрится столь же актуально: ни политические репрессии, ни государственный террор, закамуфлированный под "уличный криминал", ни диктатуры, ни милитаризм с ксенофобией никуда не исчезли. И судьба
погибшего в январе прошлого года Станислава Маркелова имеет жуткие переклички с судьбой человека, ставшего прототипом главного героя "Z" - Грегориса Ламбракиса.
Вплоть до трусливого и незаконного запрета мемориального шествия.
+ + +
Грегорис Ламбракис (Γρηγόρης Λαμπράκης) был врачом, ученым, пацифистом, политиком (1912 - 1963). Во время Второй Мировой участвовал в антифашистском Сопротивлении, после - преподавал медицину в Афинском университете, оказывал бесплатную медицинскую помощь бедным в своей небольшой частной клинике. Как и многие европейские интеллектуалы, он был встревожен перспективами возврата "коричневой чумы" и продолжения большими державыми политики колониального господства, симптомами гуманитарного одичания и опасностью ядерного апокалипсиса в планетарных масштабах. Именно поэтому он брался за организацию протестов против войны во Вьетнаме, призывал сопротивляться надвигающейся диктатуре "черных полковников" (1967 - 1974), избирался в греческий парламент от демократических левых.
21 апреля 1963 года Ламбракис с друзьями намеревался провести пацифистский марш от Марафона до Афин. Власти запретили эту манифестацию с прямыми отсылками к злободневному сюжету античной, полисной демократии и заранее арестовали наиболее известных участников (среди них был и молодой композитор Микис Теодоракис). Ламбракис, пользуясь депутатским иммунитетом, в одиночку пришел на место, где должен был быть митинг. Его фотография с транспарантом в руках стала постером фильма Коста-Гавроса.
22 мая 1963-го, после антимилитаристского пикета Ламбракиса жестоко избили дубинками милитанты ультраправой экстремистской группировки. Спустя пять дней он умер в больнице. Были все основания подозревать, что убийц покрывали полиция, армия и спецслужбы. 23 мая свыше 500 тысяч человек вышли на акцию памяти и протеста.
Mikis Theodorakis, Costa Gavras - Z (1969) - сцена из фильма
Click to view
После сговора фашистов и властей, после убийства Грегориса Ламбракиса по всей Греции появились граффитти со слоганом "Ζει!" ("он жив!"). Когда в 1974-ом пала военная диктатура именем Ламбракиса назвали улицы, площади, стадионы. Пацифистское шествие от Марафона до Афин стало ежегодным событием.
Фильм заканчивается закадровым комментарием: "... в настоящий момент военные запретили носить длинные волосы, мини-юбки, Софокла, Толстого, Марка Твена, Еврипида, "разбивать стаканы по-русски", Арагона, Троцкого, бастовать, образовывать профсоюзы, Lurcat (сборища в барах), Эсхила, Аристофана, Ионеско, Сартра, the Beatles, Эдварда Олби, Гарольда Пинтера, "Сократа, который был гомосексуалистом", ассоциации адвокатов, учить русский и болгарский, свободную прессу, всемирные энциклопедии, социологию, Беккета, Достоевского, Чехова, Горького и вообще всех русских, вопрос "кто там?", современную музыку, фольклорную музыку, современную математику, пацифистские движения, употребление буквы "z" (поскольку напоминала "он жив" по-древнегречески)". Если история чему-либо учит, то...
Тему "La Course De Manuel (Chase)" из "Z" в 2000-ном по-новому аранжировал Nicos (Hadjopoulos)
Click to view
19 января 2010 года - шествие и митинг против нацистского террора и в память об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой были запрещены московскими властями. "
Комитет 19 января заявляет, что вне зависимости от того, как бюрократическая машина будет решать проблему легальности демонстрации 19 января, акция состоится в любом случае, поскольку почтить память погибших год назад антифашистов адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой и выступить против фашистских убийств - это наша святая обязанность и мы не видим никаких законных оснований помешать нам в этом".