Кэри Джеймс (
Kery James) родился в гаитянской семье, в Вест-Индии (Гваделупа), но всю жизнь прожил в пригороде Парижа. Подростком стал мусульманином, поскольку его среда видела в исламе не только религию, но и своего рода контркультурную оппозицию социальной несправедливости (первые рэп-хард-коровые альбомы музыканта славились фанатическим радикализмом, провоцируя слушателей на прямой конфликт с полицией и политическим бомондом).
Вера и сейчас движет его ритмические речитативы, но с возрастом изменился акцент: пришло понимание, что если на изменение мира претендуют фанатики, признающие только силу, то измененный мир станет ничем иным, нежели отражением их самых - колесом самовоспроизводящегося насилия и нетерпимости. Немного нелепо говорить об «этическом повороте» в развитии полуобразованного темнокожего парня, но как по другому назвать его речи о принципах великодушия, альтруизма и познания?
Немудрено, что Кэри Джеймс столкнулся с жестким сопротивлением тех, кто привык видеть на сцене
другого человека - того, что в считанные минуты разогревал угли бытовых унижений и мелких обид до горящих костров «спальных районов» Парижа. Слава радикального рэппера подталкивала его к поэтизации террора и экстремизма, к апологии взвинченной реакции исламской молодежи на вспышку «низовой» исламофобии в Европе после 11 сентября 2001-го года, после начала войны в Ираке и резкого ужесточения полицейского контроля за иммиграционными потоками (см.
музыка о проблемах беженцев, гастарбайтеров и мигрантов).
Kery James - Y’a pas d’couleurs
В июне 2009-го года Кэри Джеймс объявил об уходе со сцены на два-три года и отъезде из Франции ради занятий собственным внутренним миром. Это решение было принято на пике успеха: его альбом "Reel" расходился огромными тиражами, чему не помешал даже публичный конфликт с «рэперским братством», упрекавшим музыканта в предательстве неписаных «законов жанра» (негоже, мол, крутому парню петь дуэтом с «попсовым» Шарлем Азнавуром :). Сам Кэри, когда СМИ окрестили его "переродившимся рэппером", пожал плечами: "Я, как всегда, иду против прилива".
В случае с Джеймсом нонконформизм и андеграундность как "стилистическая установка", характерная для рэп-исполнителей, получает свое парадоксальное выражение: его проповедь мирного ислама и благотворительности, отказ эксплуатировать энергии цивилизационных, классовых, религиозных конфликтов на самом деле требует ничуть не меньшей смелости, нежели обычная поза андеграундного автора (критика государства, власти культурных институций и шоу-бизнеса и т.д.).
"
Второй альбом Kery James - «Savoir et vivre ensemble» вышел на независимом лейбле Naïve в апреле 2004 года. Возмущённый волной беспрецедентных террористических атак, совершённых во всём мире фанатиками, утверждающими, что это акты во имя Ислама, Кери наоборот добивался восстановления другого образа своей религии через его музыку, продвигая ценности мира, терпимости и братства. С этим умыслом он превратил свой второй альбом в своего рода компиляцию, пригласив артистов из других музыкальных и религиозных течений присоединиться к нему для написания общего послания в виде альбома, на котором впервые рэп слился с традиционной музыкой. Все известные артисты французского рэпа, среди которых оказались монстры французского хип-хопа: Kool Shen (NTM), Passi, Diam’s, Disiz La Peste, Rim’K (113) и многие другие, отозвались на приглашение поучаствовать в записи, и это воплотилось в совместном треке под названием «Releve La Tete». Часть прибыли от продаж этого альбома артист пожертвовал в фонд строительства открытого для всех желающих культурного центра, где религиозные классы, лишённые любого рода фундаментализма, могли преподавать. Кери не стал ограничивать себя в религиозных жестах, пожертвовав остатки доходов во Французское социальное и медицинское учреждение Vivre son Handicap (часть сети Handisport), находящееся в парижских предместьях Gennevilliers".