Публичная сфера и масс медиа как одно из ее опорных подпространств всегда является местом, в котором происходит столкновение и конкуренция мнений. Даже в самой что ни на есть тоталитарной стране, где доминируют "
те, кто знает как надо", а реальная полемика уходит на кухни, в котельные и к лесным кострам.
Только "свобода слова" - это не wild wild west и война всех против всех по законам джунглей. Есть слова, которыми унижают, дискриминируют, убивают. Можно по-разному относится к статье 282 УК и к особенностям ее произвольного правоприменения: кто-то считает, что общество должно быть защищено от "
языка вражды" при помощи законодательства и правоохранительных органов, кто-то - считает свободу слова абсолютным приоритетом и призывает судить только преступления на почве ненависти, а не проявления речевой агрессии, кто-то - за то, чтобы считать язык вражды отягчающим обстоятельством при совершении уголовных преступлений (но - закрывать глаза на случаи, когда слова не сопровождаются криминалом)... Все это - предмет дискуссии и политического договора (как проголосуем - так и будет; при условии, что есть доверие к репрезентативности избирательной системы и свободе выбора).
Однако, вне зависимости от отношения к ст. 282, гражданские активисты могут (и должны!) мобилизовывать общественное мнение, когда: "
судебная экспертиза установила, что лозунги "Россия для русских!" и "Убивай хача!" не являются националистическими. На основании выводов экспертизы Следственный комитет отказался расследовать дело об избиении до полусмерти петербургского школьника Тагира Керимова, поскольку не нашел в нем признаков экстремизма и ксенофобии" (спасибо за ссылку
krocodl ,
sweet_son и
chemodanov ). Нельзя допустить, чтобы подобные вещи ксенофобам сходили с рук, а суд и милиция - отказывались обращать внимания на мотивы ненависти. Юристы-правозащитники из "Агоры" (новости этой ассоциации в блоге
dmitry_kolbasin) привлекли к процессу внимание общественности и СМИ, но хороший урок экспертам Центра судебных экспертиз Северо-Западного округа могут дать только солидарные антифашистские действия в сети и в реале.
Помните как активно российские СМИ продвигали сюжет о "горящих французских пригородах"? Большинство репортов и аналитических статей тогда не столько передавали информацию, сколько занимались "черным фреймингом": инсталлировали в массовое сознание страх перед миграцией и задавали на будущее "рамки интерпретации", внутри которых легитимизируются дискриминационные и насильственные действия правоохранительных органов в адрес "нелегальных мигрантов". Сейчас мы все чаще видим, как активируются встроенные и укрепленные тогда негативные стереотипы, как "гастарбайтеры, беженцы и мигранты" подсовываются обществу в качестве мишени для разрядки напряжения от реальных социальных конфликтов (экономических, связанных с неравноправием, коррупцией, произволом и т.д.).
Много ли тогда наши журналисты рассказывали о том, как французское общество отреагировало на "горящие пригороды Парижа"? В кадре были жаркие телевизионные дебаты о полицейский произвол и допустимые способы гражданского неповиновения ("спусковым крючком" для волнений тогда послужило "превышение полномочией" полицией, из-за которых погибли два подростка из иммигрантских семей, во втором поколении имевших французское гражданство)? Были в новостях многотысячные манифестации против расизма, ксенофобии и дискриминации? Переводились книги и статьи, в которых эксперты размышляли о том, как устранить социальную несправедливость на рынке труда в отношении к французским гражданам во втором-третьем поколении? Тиражировались блестящие социально-критические эссе о социальном прогрессе, о ценностях Великой Французской революции (свобода, равенство, братство!) и необходимости их защиты? На русскоязычных музканалах появлялись видеоклипы, в которых звезды французской арт-сцены высказывали свое отношение к происходящему?
Ту же "C'est déja ça" о судьбе и переживаниях беженцев из Судана, написанную популярным шансонье Алена Сушона - показывали?
Alain Souchon - C'est déja ça
Je sais bien que, rue d'Belleville,
Rien n'est fait pour moi,
Mais je suis dans une belle ville :
C'est déjà ca.
Si loin de mes antilopes,
Je marche tout bas.
Marcher dans une ville d'Europe,
C'est déjà ca.
Oh, oh, oh, et je reve
Que Soudan, mon pays, soudain, se soulève...
Oh, oh,
Rever, c'est déjà ca, c'est déjà ca.
Y a un sac de plastique vert
Au bout de mon bras.
Dans mon sac vert, il y a de l'air :
C'est déjà ca.
Quand je danse en marchant
Dans ces djellabas,
Ça fait sourire les passants :
C'est déjà ca.
Oh, oh, oh, et je reve
Que Soudan, mon pays, soudain, se soulève...
Oh, oh,
Rever, c'est déjà ca, c'est déjà ca,
C'est déjà ca, déjà ca.
Déjà...
Pour vouloir la belle musique,
Soudan, mon Soudan,
Pour un air démocratique,
On t'casse les dents.
Pour vouloir le monde parlé,
Soudan, mon Soudan,
Celui d'la parole échangée,
On t'casse les dents.
Oh, oh, oh, et je reve
Que Soudan, mon pays, soudain, se soulève...
Oh, oh,
Rever, c'est déjà ca, c'est déjà ca.
Je suis assis rue d'Belleville
Au milieu d'une foule,
Et là, le temps, hémophile,
Coule.
Oh, oh, oh, et je reve
Que Soudan, mon pays, soudain, se soulève...
Oh, oh,
Rever, c'est déjà ca, c'est déjà ca.
Oh, oh, oh, et je reve
Que soudain, mon pays, Soudan se soulève...
Oh, oh,
Rever, c'est déjà ca, c'est déjà ca.
C'est... dé... jà... ca.
Список постингов с песнями о свободе передвижении и защите прав иммигрантов:
http://tact-media.livejournal.com/1375.html.
Другие социально-ангажированные песни
Алена Сушона:
Alain Souchon -
Et s'il n'y avait personne?
Alain Souchon -
Foule Sentimentale.