Miyazawa Kazufumi - Shima Uta

Aug 04, 2009 17:12

Нет каких-либо универсальных рецептов работы с травматической коллективной памятью (о гражданской войне, геноциде, диктатурах, политическом терроре и репрессиях, колониализме etc.). Прошедший ХХ век по числу и размаху гуманитарных катастроф воистину был "веком-волкодавом" (см. список войн у kraiukhin ). Никому не известно, сколько потребуется времени, чтобы через публичное самосознание обезопасить мир от рецидивов. Дискуссии вокруг Резолюции Парламентской Ассамблеи ОБСЕ "Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке", " Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России", " катынских растрелов", памяти об итогах Второй Мировой войны, геноцида в Османской империи и мн.др. показывают, что прошлое по-прежнему кровоточит, что его не "разминируют" глянцевые поп-культурные мифы, академические исследования или музейные реконструкции, правительственные символические жесты почитания, покаяния, гордости, заклинания или иные "способы обращения" (памятники, учебники истории, государственные ритуалы и т.д.).

Пока глобальная историческая память не социализирована, не включена в индивидуальную, семейную, групповую рефлексию об опыте пережитом лично или опосредовано - все напрасно, зыбко, "чревато": современник лежит перед прошлым как перед телевизором, безопасно массажирующим воображение через вялый заппинг по бесконечному числу каналов и программ.

Считывать и извлекать уроки истории может только действующее лицо, у которого есть потребность в точке опоры. У берущих "алиби в бытии", встающих на позицию непричастного (сверху, сбоку...) или идентифицирующих себя исключительно с жертвой нет спроса на Историю как Урок (она предстает то Бездыханным Объектом, Зрелищем, то Экраном для проекции обид, то...). В этом разница между акцентами, которые делают историки "Мемориала" (см. доклад Арсения Рогинского на конференции по истории сталинизма + видео) и тем, чем занимается " научный генералитет", эксперты-визири или бригады могильщиков. "Мемориал" обращается к обустраивающим свои социальные окрестности "здесь и сейчас", к гражданам и их добровольным союзам, в то время как научные институции продуцируют тексты "наверх" - к "элите", имеющей "рычаги управления" и мыслящей категориями, соразмерными не человеческой жизни, а всякого рода "социальным механизмам" (это - история государства, история войн, всемирная история и т.д.).

Я не утверждаю, что одно нужно, а другое - нет. Вопрос - о приоритетах, точках отсчета. Если вглянуть на историю сталинизма глазами частного человека - это ад. Если "скорректировать зрение" какой-нибудь гегельянской или марксистской диалектикой - люди становятся меньше мухи и видны только сбиваясь в тучные "массы", "классы", "цивилизации", "нации" и т.д.). Остается загадкой, почему даже сейчас - когда, казалось бы, никто не неволит - так много желающих выбрать "абстрактные линзы" для взгляда на условия жизни и поступки предшествующих поколений? Почему - из каких садомазохистских соображений? - они выбирают ракурс, с которого не разглядеть ни семейный след, ни возможную траекторию персонального будущего? Кто и как им навязывает столь невыгодную и унизительную перспективу? И - чем объяснить телячий восторг "маленького человека" от экстатического вверения суверенной личности в анонимный оборот "суверенного государства"? Ему то какой резон пыжиться и вставать на кочку зрения очередного "буонапарта", "сталина" или православного аятоллы?

Триггером для изменения модальности отношения к истории может стать что угодно. Чаще всего это вовсе не многотомные научные труды с разоблачениями, неопровержимыми фактами и проч.

Приведу намеренно "попсовый" и удаленный от горячих постсоветских распрей пример - дискуссии и уличные страсти, вспыхнувшие после мелодичной "Shima Uta" (1992) японского поэта и певца Кадзуфуми Миядзава (Kazufumi Miyazawa). Эта знаменитая пацифистская песня, стилизованная под фольклор острова Окинава исполнялась во множестве вариантов с великолепным звучанием трехструнной лютни - сансина. Со времен гастролей Миядзава в Москве по сайтам механически перепечатывается инфа, что "Шима Ута" посвящена трагедии атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Это не так.

В стихах "Shima Uta" пересказана история "отрядов лилий", поразившая Миядзава при посещении The Himeyuri Peace and Memorial Museum. "Himeyuri" - так назывался студенческий корпус медсестер, мобилизованных в армию. Накануне Окинавского сражения в корпус были призваны 222 девушки-старшеклассницы в возрасте от 15-ти до 19-ти лет. Бои были крайне ожесточенными: погибло свыше 200 тысяч человек (среди которых - 120 тыс. мирного населения), армия США потеряла 15 тысяч солдат.

В Японии долгое время предпочитали не обсуждать чудовищное число жертв в Окинаве. Дело в том что... В военные годы в стране работала машина тотальной милитаристской и националистической пропаганды. Системе образования цели ставило министерство обороны: требовалось воспитать поколение, считавшее высшей честью умереть "за величие Родины и Императора" (поколение камикадзе). Детей муштровали армейской дисциплиной и учили ненавидеть врага. Когда американцы высадили на остров десант, японские офицеры принуждали солдат и гражданское население совершать ритуальные самоубийства.

Десятилетия спустя после окончания войны камикадзе и те, кто предпочел добровольную смерть плену, изображались национальными героями (это при том, что имперская политика страны во время Второй Мировой была серъезно переосмыслена). Лишь недавно это почитание "было омрачено" вопросами об ответственности тех, кто стирал в этих людях инстинкт самосохранения и подталкивал к "самоубийствам во имя...". Сам факт начала этого разговора свидетельствовал о том, что общество оказалось готово определять цену человеческой жизни выше, чем "национальный интерес", определяемый когортой политиков. То же - рано или поздно - будет в России: будет
большой и дико неприятный разбор судеб и ситуаций тех, кто отдевал и исполнял приказы о расстрелах, кто пытал и преследовал, кто доносил и наушничал... Он нужен не для мести, не для судебных вердиктов, не для "загробного воздаяния". Прав Андрей Бабий - "Оправдание палачей порождает новых".

Хидэко Ёсимуре (Hideko Yoshimura) в 1945 году было 19 лет. В марте она стала одной из призванных в "отряд лилий": "... мы считали, что Япония ведёт священную войну, которая должна принести счастье всем азиатским народам /.../.Но не существует такого понятия, как благородная война. То, что мы пережили на Окинаве, было безумием и практически не поддаётся описанию".

"Госпиталь располагался в 50 или 60 пещерах. Ёсимура и другие медсёстры были прикреплены к той больнице, в которой было около 30 пациентов. У многих были ужасные раны и оторванные конечности, некоторые страдали психическими расстройствами и только двое пациентов могли ходить без посторонней помощи. После 1-го апреля, когда войска США начали высадку на острове, в пещеры постоянно подвозили раненых солдат. Условия были антисанитарными и всё, что Ёсимура могла сделать, это обеспечивать раненых хоть каким-то количеством пищи и водой.

Некоторым медсёстрам приходилось держать руки и ноги солдат во время ампутации. Ёсимура и её друзья только и успевали переводить дух. Она помнит, как в большинстве ран сразу начинали копошиться личинки и их приходилось доставать из-под пропитанных кровью и гноем бинтов. В обязанности сестёр также входило удаление трупов подальше от пещеры. Ёсимура и её коллеги укладывали тела на деревянные ставни, служившие носилками, и относили их к могилам в гористой местности. Под почти постоянным артиллерийским обстрелом они спешно рыли ямы, укладывали в них тела и обязательно проводили ритуал очищения, посыпая их солью
".

Большинство ровесниц Ёсимура так и остались в пещерах - из-за приказов командования и страха перед американцами, они предпочли сами свести счеты с жизнью. Собственно, песня о них.

Miyazawa Kazufumi + "The Boom" - Shima Uta

image Click to view



Вокруг этой истории с медсестрами-старшеклассницами по сей день бушуют страсти. Для Кадзуфуми Миядзава самоубийства "Himeyuri" - символ бесчеловечности войны и милитаризма. Но есть и другие истолкования (см. под катом).

"Японские руководители, в том числе почти все главы правительств, неоднократно от имени своей страны высказывали публичные извинения за войну. Эти извинения были адресованы отдельным азиатским странам и всем государствам вместе, против которых воевала Япония. И несмотря на это, вопрос оценки военного прошлого в японском обществе окончательно не закрыт.

Так, от официальных лиц, в том числе ряда премьеров, японцы слышали рекомендации провести пересмотр содержания школьных учебников. Известно, что при этом имеется в виду - изъять разделы, касающиеся ответственности Японии за войну и другие морально «невыгодные» оценки - хватит, мол, унижать национальное самолюбие.

Но многие японцы не одобряют эти попытки ревизии истории. Например, в конце прошлого года в Токио можно было наблюдать митинги против пересмотра одного из разделов школьного учебника истории. Ораторы осуждали намерение властей исключить из учебного текста сведения, что школьников, прибегших к ритуальным самоубийствам во время высадки американских войск на Окинаве, побуждали к этому «патриотическому жесту» японские военные
".

Deigo no hana ga saki
Kaze wo yobi arashi ga kita
Deigo ga saki midare
Kaze wo yobi arashi ga kita
Kurikaesu kanashimi wa
Shima wataru nami no yoo
Uuji no mori de anata to deai
Uuji no shita de chiyo ni sayonara

(1)
Shima uta yo kaze ni nori
Tori to tomo ni umi wo watare
Shima uta yo kaze ni nori
Todokete okure watashi no namida

Deigo no hana mo chiri
Sazanami ga yureru dake
Sasayakana shiawase wa
Uta kata no nami no hana
Uuji no mori de utatta tomo yo
Uuji no shita de hachiyo no wakare

(2)
Shima uta yo kaze ni nori
Tori to tomo ni umi wo watare
Shima uta yo kaze ni nori
Todokete okure watashi no ai wo

Umi yo uchuu yo kami yo inochi yo
Kono mama towa ni yuunagi wo

Музыкальное видео антивоенного, пацифистского, антимилитаристского движения: http://tact-media.livejournal.com/4509.html.
Список постингов с музыкальным видео, посвященным правам человека и правозащитному движению: http://tact-media.livejournal.com/5363.html.

Спасибо за поддержку и участие!.

антитоталитаризм, miyazawa kazufumi, социальная критика, против войны, историческая память, гражданское общество, jp, права человека, право на жизнь, антимилитаризм

Previous post Next post
Up