Не думаю, что кому-либо удастся сформулировать универсальный критерий для различения "хорошего" сепаратизма от "плохого" (настаивающий на автономии и самоуправлении vs апеллирующий к праву наций на самоопределение; допускающий вооруженные методы сопротивления vs принципиально ненасильственный, использующий политико-правовые инструменты; ксенофобский, шовинистический, агрессивный vs принимающий за идеал ценности прав, свобод и достоинства человека etc). За каждым сепаратистским движением стоит неповторимое сцепление исторических обстоятельств и мотиваций участников.
Об объеме прав, которыми в составе испанской республики обладает Каталония, многие бунтующие регионы Евросоюза могли бы только мечтать (свой парламент и правительство, гарантии соблюдения языковых прав носителей каталонского языка, независимая судебная и правоохранительные системы и др.). После смерти Франко и реформ 1978 года Каталония, считавшаяся одним из наиболее мощных центров сопротивления автократическому и ультраконсервативному режиму, получила символическое признание своей особости. Что важно, все силы, агитирующие за полный суверенитет (и левые, и правые) по сей день декларируют абсолютный отказ от насильственных действий и объясняют свой курс стремлением к большей демократии, к большей децентрализации и девертикализации управления, к эффективному гражданскому контролю над органами власти, к соблюдению прав разнообразных меньшинств и воплощению идеалов общества без дискриминации. То есть - это сепаратизм, позиционирующий себя одновременно и как прогрессисткое движение, настаивающее на радикальном воплощении ценностей Совета европы, и как явление откровенно архаическое (идея объединения "каталонских земель" в границах XVII века).
At Versaris - No Apte
Click to view