кейс студенческих протестов в Квебеке весны 2012: право на свободу мирных собраний

Jan 27, 2014 11:03

Часто всплывающий аргумент: хватит критиковать полицию (в Украине, России и др.) и законодателей, принимающих драконовские законы, что ограничивают право на свободу мирных собраний; гляньте что случается в странах т.н. развитых демократий - там тоже не редкость разгоны манифестаций, при которых правоохранительные органы тоже не церемонятся, применяя и резиновые дубинки, и слезоточивый газ, и водометы. Так что "нечего нам указывать".

Логика странноватая (почему правонарушения в одной стране оправдывают беспредел в другом месте? с какой стати спорящие идентифицируют себя с полицейской жестокостью и попранием гражданских прав, если каждый из них потенциально может попасть под ту же раздачу?) и смещающая акцент с отличий на элементы сходства.

Можем взять какой-то конкретный пример из недавних историй. Пусть будет Канада. Эта страна, как и все государства Европы и бывшего "восточного блока", является членом ОБСЕ, на нее распространяется действие "Pуководящих принципов по свободе мирных собраний" (очень советую почитать тем, кто хочет четко представлять букву и дух законов, регламентирующих акция, шествия и др., а также дает внятные критерии для оценки действий органов правопорядка), а это значит, что мы можем сравнивать по одной гуманитарной шкале, по одним правовым стандартам, а не исходя из своих личных симпатий-антипатий, идеологических предубеждений и проч.

Итак, весной 2012 года в провинции Квебек проходили массовые (свыше 500 тысяч человек) забастовки и  манифестации студентов (а также их родителей, профсоюзов, десятков самых разных активистских групп, НПО etc). Изначальным поводом для протестов послужило резкое повышение платы за обучение (на 75% в течении пяти лет). Однако по-настоящему многолюдными и радикальными шествия стали после принятия экстренного (рассчитанного на год) билля № 78 - закона "о недопущении несанкционированных митингов и массовых беспорядков" (в других регионах Канады также были крупные демонстрации, но в Квебеке они отличались особой многочисленностью, упорством и частыми стычками с полицией). В истории страны это были самые масштабные, совершенно беспрецедентные акции гражданского неповиновения.

В конце мая арестованными оказались около 700 активистов. В отношении большинства из них составили протокол об административном правонарушении. Тем, кто "кидал предметы" и совершал прочие насильственные действия в адрес стражей правопорядка, светили уголовные статьи. Правозащитники и адвокаты, комментируя уличные столкновения, предлагали принимать во внимание тот факт, что принятый квебекским парламентом "закон против несанкционированных митингов" (судили именно по нему) противоречит как Конституции, так и нормам международного права. И раз так - граждане обязаны сопротивляться ущемлению их естественных, неотчуждаемых прав (что, конечно же, не оправдывает насилие). Особое возмущение протестантов вызывали пункты закона, сводящие на нет уведомительный принцип при организации мирных собраний (полиция по определению не может санкционировать или не санкционировать митинги; это не их дело - решать стоит ли встречаться свободным гражданам и если да, то по какому поводу; делегированная им функция - обеспечить безопасность на публичном мероприятии), запрет массовых манифестаций ближе чем в 50 метрах от университетов (если это государственные или муниципальные учреждения, то они должны быть открыты для публичного доступа), решение властей о том, что они вправе переносить маршрут уличного шествия по своему усмотрению и без согласования с организаторами, а также норма, запрещающая участникам демонстраций скрывать свое лицо под маской, шарфом, капюшоном и др.

Протесты поддержали все студенческие ассоциации и профсоюзы (не только университетские) Канады; к немедленной отмене Билля 78 призвали как канадские, так и авторитетные международные правозащитные организации (в частности, Amnesty International); были совместные заявления юристов, адвокатов, преподавателей права, в которых ситуация с принятием закона расписывалась как "инструментализация прав человека и основных свобод в политических целях " и "гнусное злоупотребление властью, требующее незамедлительной реакции гражданского общества" (на уличные акциях правоведы выходили в своих корпоративных мантиях, с париками и т.д.) . Эксперты ОБСЕ по свободе мирных собраний также вынесли довольно резкий вердикт о незаконном ограничении права на свободу мирных собраний.

Итог: 20 сентября 2012 года билль 78 был отменен как неконституционный по распоряжению канадского правительства, его осудила квебекская Комиссия по правам человека и Правам молодежи + Совет по по правам человека Организации Объединенных Наций.
+   +   +

Кельтские панки из The Mahones (ирландско-канадская группа) сделали видеоклип "The Revolution Starts Now" в знак солидарности с участниками студенческих протестов весны 2012-го. Видео стартует с цитирования первого параграфа ст. 20 Всеобщей Декларации Прав Человека "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций". Документальные кадры показывают как росло напряжение, вылившееся в итоге в акты вандализма и столкновения с полицией (после того, как та перекрыла часть улиц, по которым собирались пройти манифестанты, а также после операций по вытеснению протестующих из центра города).

The Mahones - The Revolution Starts Now

image Click to view



P.S. Для тех, кто любит проводить параллели: в Украине ни один из сотрудников спецподразделений милиции не был осужден даже за жестокий разгон евромайдана в ночь на 30 ноября 2013 года (прошло почти два месяца, о результатах расследования ни слуху, ни духу; с тех пор пытки, непропорциональное применение силы, произвольные аресты и прочая уголовщина стала повсеместной практикой силовиков, потерявших какой бы то ни было право называть себя "правоохранительными органами)); пакет драконовских законов, принятых Верховной Радой 16 января, противоречит и Конституции, и нормам международного права, и государственным обязательствам, взятым спри вступлении в ООН, Совет Европы, ОБСЕ. Евромайдан в течении двух месяцев держался исключительно в рамках мирных протестов (эксцессы были, но большинство участников манифестаций их не одобряли). Ничего добиться не удалось. Имеют ли в таком случае люди право на более радикальные акции гражданского неповиновения? В Преамбуле ко Всеобщей Декларации Прав Человека говорится: "необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения".

См. Riot Act: Рубикон радикальной правозащиты и свобода мирных собраний
См. Невредные советы протестующим от правозащитного фонда Общественный вердикт

юстиция, eng, the mahones, адвокация, профсоюзное движение, свобода собраний, студенческое движение, гражданское общество, свобода слова, права человека, свобода ассоциаций

Previous post Next post
Up