Концепт мультикультурализма за последний год подвергся сильной критике и переосмыслению. Российская пресса злорадно писала о его крахе, об отказе европейских государств признавать право на культурную, религиозную, этническую идентичность разного рода социальных меньшинств и диаспор, о дискредитации принципа толерантности в общественном мнении. Подобный "перевод" интеллектуальных дебатов, происходящий в Германии, Франции, Великобритании и других странах ЕС чаще всего преднамеренно искажал их смысл и служил своего рода прикрытием для выражения ксенофобских установок авторов "перевода", для частичной легитимизации идеологий ненависти в русскоязычной публичной сфере.
Начнем с того, что мультикультурализм как мировоззренческая,
культуртрегерская, миротворческая установка и мультикультурализм как государственная политика "интеграции без ассимиляции" - это очень разные вещи.
Критические
реплики отдельных европейских лидеров касались в первую очередь проблемы гражданской интеграции в странах, население которых либо
исторически гетерономно, либо -
становится все более разнообразным под влиянием процессов глобализации (в США
концепция плавильного котла никаким пересмотрам не подвергалась). Говоря о подобного рода проблемах и необходимости публичной рефлексии относительно вариантов их решения, никому и в голову не приходило настаивать на возвращении к политике принудительного ассимилирования (и уж подавно - к политике дискриминации меньшинств). Обсуждение этой темы выходит за рамки
music_action, поскольку формат сообщества предполагает обсуждение не того, что должны делать чиновники, а того, что в состоянии делать граждане и свободные гражданские объединения.
Так что здесь было бы уместнее анализировать то, насколько состоятельным оказался мультикультурализм на территории искусства, а также социального, гражданского, гуманитарного активизма. Признаться, тут я не вижу никаких признаков упадка, утраты пассионарности и т.д. В той же музыкальной жизни по-прежнему самые необычные, драйвовые, насыщенные проекты возникают на стыках культур и цивилизаций и даже в регионах, где вопросы сосуществования сообществ с разными традициями, образами жизни, идеалами и т.д. на протяжении десятилетий становятся причинами вооруженных столкновений.
Проект Идана Райхеля - одного из самых ярких музыкантов на актуальной израильской сцене - является примером удачного эксперимента со смешением еврейских, арабских, эфиопских, латиноамериканских жанров и стилей (как и
арт-активистская практика Альмы Зоар,
Авива Гефена,
Матисьяху и др.). Часть выручки от продаж его альбомов идет в фонд "Поиск точек соприкосновения" (
Search For Common Ground) - некоммерческой организации, занимающейся миротворчеством, социальным модераторством в зонах конфликтов, противодействием языку вражды в СМИ, развитием социального предпринимательства и доставками гуманитарной помощи. В записи прекрасной баллады "If You Go" принимали участие музыканты из Йемена, ЮАР, Суринама и Израиля. Таким образом студийная работа стала наглядным выражением принципа "мир является процессом, а не событием".
The Idan Raichel Project "If You Go"
Click to view