мультикультурализм как плавильный арт-тигель и миротворчество

Nov 06, 2011 20:33

Концепт мультикультурализма за последний год подвергся сильной критике и переосмыслению. Российская пресса злорадно писала о его крахе, об отказе европейских государств признавать право на культурную, религиозную, этническую идентичность разного рода социальных меньшинств и диаспор, о дискредитации принципа толерантности в общественном мнении. Подобный "перевод" интеллектуальных дебатов, происходящий в Германии, Франции, Великобритании и других странах ЕС чаще всего преднамеренно искажал их смысл и служил своего рода прикрытием  для выражения ксенофобских установок авторов "перевода", для частичной легитимизации идеологий ненависти в русскоязычной публичной сфере.

Начнем с того, что мультикультурализм как мировоззренческая, культуртрегерская, миротворческая установка и мультикультурализм как государственная политика "интеграции без ассимиляции" - это очень разные вещи.

Критические реплики отдельных европейских лидеров касались в первую очередь проблемы гражданской интеграции в странах, население которых либо исторически гетерономно, либо - становится все более разнообразным под влиянием процессов глобализации (в США концепция плавильного котла никаким пересмотрам не подвергалась). Говоря о подобного рода проблемах и необходимости публичной рефлексии относительно вариантов их решения, никому и в голову не приходило настаивать на возвращении к политике принудительного ассимилирования (и уж подавно - к политике дискриминации меньшинств). Обсуждение этой темы выходит за рамки music_action, поскольку формат сообщества предполагает обсуждение не того, что должны делать чиновники, а того, что в состоянии делать граждане и свободные гражданские объединения.

Так что здесь было бы уместнее анализировать то, насколько состоятельным оказался мультикультурализм на территории искусства, а также социального, гражданского, гуманитарного активизма. Признаться, тут я не вижу никаких признаков упадка, утраты пассионарности и т.д. В той же музыкальной жизни по-прежнему самые необычные, драйвовые, насыщенные проекты возникают на стыках культур и цивилизаций и даже в регионах, где вопросы сосуществования сообществ с разными традициями, образами жизни, идеалами и т.д. на протяжении десятилетий становятся причинами вооруженных столкновений.

Проект Идана Райхеля - одного из самых ярких музыкантов на актуальной израильской сцене - является примером удачного эксперимента со смешением еврейских, арабских, эфиопских, латиноамериканских жанров и стилей (как и арт-активистская практика Альмы Зоар, Авива Гефена, Матисьяху и др.). Часть выручки от продаж его альбомов идет в фонд "Поиск точек соприкосновения" (Search For Common Ground) - некоммерческой организации, занимающейся миротворчеством, социальным модераторством в зонах конфликтов, противодействием языку вражды в СМИ, развитием социального предпринимательства и доставками гуманитарной помощи. В записи прекрасной баллады "If You Go" принимали участие музыканты из Йемена, ЮАР, Суринама и Израиля. Таким образом студийная работа стала наглядным выражением принципа "мир является процессом, а не событием".

The Idan Raichel Project "If You Go"

image Click to view

неформальное образование, неправительственные организации, the idan raichel project, против ксенофобии, мир без границ, открытое общество, толерантность, анимация, миротворчество, il

Previous post Next post
Up