когда Человек будет реальным?

Nov 04, 2011 08:36

Предлагаю устроить сегодня виртуальную манифестацию против маршей ненависти и не дать ксенофобам захватить блогосферу и социальные сети своими репортами и слоганами в духе "широк человек, слишком даже широк, я бы сузил".

Онлайновый протест против пропаганды вражды и насилия не решит проблемы реала, но если каждый, кто хочет жить в свободной и открытой стране, скажет об этом публично, то у самозванцев будет меньше шансов присвоить себе право говорить от нашего имени.
+ + +

Сомневаться можно и нужно в чем угодно. Философия со времен Сократа придает такому методическому сомнению высокую антропологическую ценность, утверждая, что именно сомнение - условие мысли, а следовательно - исток истории и человечности.

С точки зрения обыкновенного здравого смысла - что может быть очевиднее реальности человека, то есть - фактичности того самого существа, что задается вопросами о самом себе, отношениях с окружающими предметами и с другими людьми? Ну не банальность ли изречение древнегреческого софиста Протагора, который в V веке забавлял афинскую агору прописными истинами вроде «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»? И уж подавно - разве не смешны философы, которые столетиями топчутся вокруг феномена человека, но при этом мало того что не приблизились к его разгадке - они так и не нашли убедительных доказательств, что... человек существует, что у него есть сущность, что он - автономная реальность со свободой воли, а не "механическое" производное от социоприродных ансамблей, в которые втиснут от рождения (есть масса интеллектуальных течений, объясняющая наше поведение, образ мыслей, стиль жизни через полную редукцию к биологическим, социально-историческим и прочим основаниям или структурам).

Посмеяться надо всем этим, конечно, стоит. Но отсмеявшись, не лишне и задуматься. Разве только философы спотыкаются об эвидентность "универсального человека" и человечности?

Если палеоантропологи спорят о датировке начала антропогенеза и фиксируют появление homo sapiens около 300 тысяч лет назад, то для юристов и правозащитников дата рождения человека не представляет никакой тайны: на планете закона человек появился на свет 10 декабря 1948 года. Роды принимала Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Полным составом. Насчет обстоятельств зачатия и уж подавно - относительно генеалогии можно спорить, однако срок беременности и время схваток документированы от и до. Было бы желание разобраться.

До этого правовые системы всего мира никогда с человеком не сталкивались. Он для них попросту не существовал. И когда перед конкретным судьей оказывались люди-человеки, их все равно судили как собственников или граждан, как подданных или членов профессиональных цехов, как еретиков или обладателей сословных привилегий, как бедных или богатых, образованных или безграмотных. И только после принятия Всеобщей Декларации Прав Человека игнорировать реальность существования Человека уже никто не мог. Представители почти двух сотен государств, как волхвы в Вифлееме, склонились тогда над колыбелью международного гуманитарного права и каждому было явлено чудо, каждый - соучаствовал в этой удивительной мистерии.

С тех пор на земле не стало меньше существ, которые продолжают ожесточенно отрицать смысл произошедшего 10 декабря 1948 года. Некоторые из них бьются с пеной у рта, доказывая, что Человек - это блажь и характерная интеллигентская выдумка, а в реальности есть «белокурые бестии» и рабы по натуре, есть WASP (белые англосаксонские протестанты) и те, кому они несут бремя цивилизации, есть мужчины и те, кому не повезло, есть аристократы и те, чьим родàм еще предстоит очеловечиться в полной мере, есть биологически совершенные и калеки...

Иногда эти источающие агрессию фанаты дискриминации исхищряются заразить своей антропологической слепотой целые страны и континенты, призывая уничтожить или поразить в правах всех, кому с их точки зрения следует отказать в статусе Человека - расово или этнически чуждых, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, не ведущих оседлый образ жизни, не обладающих экономической самостоятельностью, являющихся носителями иных идеологических убеждений, вероисповеданий, стилей жизни etc. Что из этого получалось, сегодня известно не только историкам. Только это знание для коричневой чумы - не вакцина.

Ту же Всеобщую Декларацию Прав Человека подписали, чтобы отныне и навсегда сделать Человека видимым и защищенным от произвола властей, склонных превращать живых людей в цифры статистики, от работодателей, путающих человека с безмолвными орудиями труда, от ксенофобов, страдающих избирательностью социального зрения.

Подумать только: прошли века полные драм и открытий, сменилось множество поколений, мир стал глобальным и невероятно взаимосвязанным, однако и сейчас нам приходится много работать над собой, чтобы увидеть в соседе или согражданах прежде всего человека, а не социальный статус или роль, не врожденные качества или навязанные обстоятельствами случайные атрибуты.

На наши улицы выходят человеки, требующие от правительств перестать считать человеками беженцев, мигрантов и гастарбайтеров, нуждающиеся в самоутверждении за счет унижения себе подобных, но инаковых. Человек и человечность и впрямь еще встречаются реже, чем того хотелось бы. Но все же, слава Богу, чаще, чем ангелы и святость.

Это так важно: говорить самому себе «я - человек!», ободрять в других человечность, оставаться гуманным в нечеловеческих обстоятельствах. Особенно там и тогда, где права, свободы и достоинство ближних под угрозой, там, где Человек куда менее реален, чем социальные классы и этносы, государства и корпорации, победители и побежденные, "титульные нации" и меньшинства, местные и приехавшие " без документов", принадлежащие к "сильному" и "слабому" полу, ходящие с резиновыми дубинками и безоружные.

Söhne Mannheims - Mein Name ist Mensch

image Click to view



Ich habe viele Väter.
Ich habe viele Mütter,
ich habe viele Schwestern,
und ich habe viele Brüder.
Meine Väter sind schwarz
und meine Mütter sind gelb
meine Brüder sind rot
und meine Schwestern sind hell.

Ich bin über zehntausend Jahre alt,
und mein Name ist Mensch!
Ich bin über zehntausend Jahre alt,
und mein Name ist Mensch!

Und ich lebe von Licht,
und ich lebe von Luft,
und ich lebe von Liebe,
und ich lebe von Brot.
Ich habe zwei Augen
und kann alles sehn.
Ich habe zwei Ohren
und kann alles verstehen.

Ich bin über zehntausend Jahre alt,
und mein Name ist Mensch!
Ich bin über zehntausend Jahre alt,
und mein Name ist Mensch!

Wir haben einen Feind.
Er nimmt uns den Tag,
er lebt von unserer Arbeit,
und er lebt von unserer Kraft.
Er hat zwei Augen,
und er will nicht sehen.
Und er hat zwei Ohren
und will nicht verstehen.

Er ist über zehntausend Jahre alt
und hat viele Namen.
Er ist über zehntausend Jahre alt
und hat viele Namen.

Ich weiß, wir werden kämpfen,
ich weiß, wir werden siegen,
ich weiß, wir werden leben,
und wir werden uns lieben.
Der Planet Erde
wird uns allen gehören,
und jeder wird haben, was er braucht.

Es wird keine zehntausend Jahre mehr dauern,
denn die Zeit ist reif.
Und es wird keine zehntausend Jahre mehr dauern,
denn die Zeit ist reif.

солидарность, против ксенофобии, человечность, söhne mannheims, de, права человека, правозащитное движение, против дискриминации

Previous post Next post
Up