Поколениям, выходящим на рынок труда после финансового кризиса придется жить в условиях осыпающегося, ослабленного welfare state ("социально-ориентированного государства", "государства всеобщего благоденствия"). В этом нет гегельянско-марксистского фатума. Это не следствие заговора элит или гражданской деградации общества, переставшего бороться за трудовые права, поддерживать профсоюзы, скидываться налогами на содержание соцзащитных госпрограмм.
Глобализация капитала, производства и потребления делает проблематичными прежние рецепты удержания социальной гармонии за счет бюрократического перераспределения ресурсов даже в том случае, если правительства или правящие партии искренне заинтересованы в сохранении статус кво и в выполнении популистских обещаний, данных избирателям. "Музыку" в постмодерне заказывает потребитель. А он склонен "голосовать" за более дешевые товары и доступные услуги безотносительно к тому, как, где и кем они были созданы.
Схема, при которой развитые страны сохраняют свои высокие правовые и гуманитарные стандарты благодаря выносу на аутсорсинг добычу сырья и тяжелую индустрию в государства с авторитарными режимами уже не работает. Последние и рады бы пестовать мечту о догоняющей модернизации "по-сталински" (технологический прогресс ценой превращения населения в безмолвных "робокопов") и включении в глобальный мир на условиях "кузниц", "житниц", "территорий для экзотического туризма", но пресловутый "человеческий фактор" довольно быстро дает себя знать и вчерашние "подданные", помимо платы за гиперэксплуатацию, начинают требовать соблюдения прав человека, гарантий достойных условий труда etc. Рынок - этот традиционный объект критики и подозрения моралистов - как гетеанско-булгаковский Фауст-Воланд действительно оказывается силой, "что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
+ + +
Совсем недавно молодой римский кантауторе Джакобо Ратини делился веселой тоской насчет предсказуемости жизненного цикла ("la strada tracciata dalla società"), заповеданного родителями - "Studiare, Lavoro, Pensione e poi Muoio" ("учеба, работа, пенсия и потом умру"). Среди его итальянских ровесников, вкалывающих по краткосрочным временным контрактам (прекарии), найдутся тысячи согласных вновь очутиться под крылом прежнего трудового законодательства, пособий по безработице и т.д. Только республике (кто бы не сел в министерские кресла) подобные вещи уже не по карману. Растет паника вокруг долговых обязательств государства, надо сокращать расходы бюджета... Так что "studiare, lavoro, pensione" - под вопросом. Бесплатно - только morire.
Рациональная же стратегия амортизации издержек от нынешнего заката welfare state пока не проглядывается. Непонятно, какими должны быть трудовые кодексы, защищающие права прекариев и гастарбайтеров, но не выталкивающие из страны бизнес и инвестиции. Ясно только, что инфраструктура классического гражданского общества, равно как и громоздкая, дорогостоящая махина "социального государства", для разрешения конфликтов и адвокации в глобализированной среде малопригодна. А еще - вне сомнений универсальность выводов, которые делает Джакобо Ратини для определения личных приоритетов: не откладывай жизнь, гни свою линию и будь что будет.
Jacopo Ratini - Studiare, Lavoro, Pensione e poi Muoio
Click to view