Что общего, помимо насильственной смерти, у Абраама Линкольна, Мартина Лютера Кинга и Джона Кеннеди? Все трое были несомненными национальными лидерами, реформаторами, символами эпохальных социальных изменений и масштабных эмансипационных проектов: Линкольн вошел в историю как
президент, отменивший рабство и работорговлю, Кинг остался в памяти как
вдохновитель Движения против расовой дискриминации и проповедник методов ненасильственного сопротивления, Кеннеди нашел в себе мужество прекратить "холодную гражданскую войну", продвигая "концепцию позитивных действий" ("affirmative action") как в политике, так и на рынке труда (законопроект, запрещающий работодателям делить сотрудников в зависимости от вероисповедания, цвета кожи, этнического происхождения).
В 1968-ом, после убийства Мартина Лютера Кинга, Дик Холдер сочинил песню "Abraham, Martin and John". За прошедшие 50 лет ее исполняли сотни артистов. Очевидно, что такая популярность объяснима отнюдь не только мелодико-поэтическими или мемориальными достоинствами произведения, но и вневременной актуальностью темы гражданского равноправия. Меняется повестка дня, ушли в прошлое наиболее вопиющие формы несправедливости, ценности человеческой свободы и достоинства кристаллизовались в нормы национального и международного законодательства, власти, как минимум на уровне риторики, следуют афоризму Кеннеди, гласящему что правительства и суды обязаны быть дальтониками в отношении расовых и социокультурных различий. А песня по-прежнему звучит и служит наглядным опровержением стереотипу о недолговечности гражданской лирики на "злобу дня".
Дрейф "Abraham, Martin and John" по минувшим десятилетиям красноречиво показывает, насколько опрометчиво сводить противодействие дискриминации к политико-правовым актам. Если уж на то пошло, то уже в Декларации независимости США 1776 года, написанной Томасом Джефферсоном, есть строчки: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье".
Только эта Декларация по умолчанию признавала "людьми" только WASP (белых англосаксонских протестантов), исключая из числа граждан женщин, цветных, бедных (т.к. не являются налогоплательщиками) и др. Рабство продолжало существовать и после Линкольна, расизм встречается и по сей день, даже будучи поставленным вне закона и осуждаемым общественным мнением большинства. Нравы, привычки, неформальные конвенции - материя куда более косная, нежели нормы права и политическая воля. Чтобы проблематизировать стереотипы, побудить к их пересмотру и изменению повседневных поведенческих реакций, уходят годы, если не сказать - столетия.
Marvin Gaye - Abraham, Martin, John (and speech MLK)
Click to view
Abraham, Martin, And John - by Dion Phyllis Michelle Brown Melissa Gay Brown Timothy Daryl Hamrick Jr. Julie Michelle Hamrick Kimberly Annie Hamrick Marcia Annie Brown Hamrick William Phillip Brown Jr. Barbara Annie Lawson Brown Timothy Daryl Hamrick Sr. Michael Lee Brown Jr. Dorothy Alice Clifton Brown Josie Lee Lawson Angla Denette Via Carolyn Brown
Click to view
Dion - Abraham, Martin And John
Click to view
Abraham, Martin, John and Bobby
Click to view
Smokey Robinson & The Miracles - Abraham, Martin and John... (1969)
Smokey Robinson - Abraham Martin and John (Performs at the White House 2010)
Click to view