Raphaël Haroche - Le patriote

Feb 13, 2011 16:12

Прав таки Эрнст Кассирер, человек - это "символическое животное" и потому - даже в постсекулярную эпоху оперирование квазирелигиозными эмблемами общности может вызывать инквизиторские страсти сродни средневековым. Я имею ввиду не только российские злоключения радикальных художников (уголовные преследования Авдея Тер-Оганяна и Олега Мавроматти, суды над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым за выставки "Осторожно, религия" и "Запрещенное искусство", арест активистов арт-группы "Война" и др.). В Европе подобные скандалы тоже случаются. Правда, как правило, происходят они в медийной плоскости, без вмешательства прокуратуры и суда.

Клип на песню "Патриоты" Рафаэля Ароша наделал много шума по осени 2010-го: мало того, что текст иронизировал над любимыми риторическими и ритуально-жестовыми цацками националистов (пение гимна с рукой на сердце и т.д.), так еще и на видео певец оседлал патриотическую икону ультраправых - конную статую Жанны д'Арк, стоящую на площади Пирамид.

Как и ожидалось, консервативные издания полыхнули гневом: припомнили родословную музыканта ( у Ароша - предки из Аргентины, Российской империи и Марокко), обвинили его в презрении к французской истории и языку, а также - ни много, ни мало - в оскорблении национального достоинства всех французов поголовно (огласку в медиа получило открытое письмо некоей Мириам Пикар: эротически гладить статую, являющуюся одним из символов страны, да еще шептать ей на ухо фривольности - значит бросать вызов памяти миллионов соотечественников, проливших кровь и слезы за республику; каким будет следующая выходка этого артистического Панурга? испражнение перед Пантеоном?).

И весь этот шум-гам (почти как с регги-версией "Марсельезы" Сержа Генсбура) - на фоне обострения дебатов о французскости, " законопроекте Мариани", ксенофобии и иммиграции, яростных споров относительно гражданственности, летней эпопеи правительства Николя Саркози с депортированием цыган, академических и публицистических дискуссий относительно "вытесненной истории" и "заградительных мифов" историографии, удерживающих образ "Франции героизма и величия", амортизирующих коллективную память о "позорных страницах" ( режим Виши, преступления коллаборационистов, колониальная история и т.д.) через ассоциирование с жертвами оккупации и освободительной армией де Голля, через экспорт мечты о Франции прав человека и т.д.

Арт-провокация Ароша в очередной раз проблематизировала скрытый конфликт между конфликтующими толкованиями патриотизма. Для одних "быть французами" значит верить в республиканские ценности "свободы, равенства, братства" и настаивать на понимании гражданской нации как результата добровольного общественного договора, перезаключаемого в каждом поколении (речь - не только о процедуре получения паспорта), для других - французская идентичность определяется корневой принадлежностью по "крови и почве" (офиц. лозунг правительства маршала Петена - "труд, семья, отечество"), а также знаками лояльности государству и его символам.

Raphaël Haroche - Le patriote


Si j’étais moins intelligent
Si j’avais pas ma carte de lâche
J’leur foutrais mon pied dans les dents
J’leur faciliterais pas la tâche

En première page des magazines
Ils sont partout dégueulants
Leurs réformes et leur grippe porcine
Le bon peuple et son président

Mais la France parfois ca m’déprime
et les français sont désolants

Tous des camés, des pédophiles
C'est ce qu'ils pensent ces pauvres tarés
Si tu rentres pas dans la file
Tu finis bien vite aux arrêts
Et dès qu'il y en a un qui tombe
Ils se ramènent tous regrettant
Ils vont tous chialer sur sa tombe
La Légion d'honneur c'est pour quand ?

Et les français sont désolants, et la France parfois ca m’déprime

Le conformisme des enfants
Qui peuvent pas aligner deux phrases
Et le courage de leur parents
Devant le monde qui s’embrase
Les étrangers, ça va dans des camps
On va quand même pas sauver le monde
Et mes Santiago dans tes dents
C'est toujours mieux que d'te répondre
Avec mes amitiés viriles
Et c'est sûr, la France, ça me déprime

Il faut chanter la marseillaise
Et avé’ la main sur le cœur
Moi je la siffle avec les beurs
Prie pour qu’au foot on soit de la baise
L'ordre moral est bien partout
La démago de gauche à droite
J'aime mieux attendre qu'ils soient bien saouls
Avant de me battre

Et les Français sont désolants, Et le débat est captivant

Ca parle encore dans les cafés
Ca parle toujours dans les journaux
C'est toujours nous qu'on va payer
Tous des pourris, tous au poteau
Que les meilleurs partent en premier
Restent donc que les bons connards
Ca fait longtemps que je l'avais noté
Planqué derrière mes lunettes noires
J'ai comme une idée qu'il faut que j'te dise
Cette France, hé bien moi, j’la méprise

Et les chanteurs avec quota
Et la déprime de la radio
Que je la coupe même quand c’est moi
On devrait revenir au mono
Mon pote Renaud tu nous manques tant putain
Réveille toi car la France
C’est devenu salement déprimant
Depuis qu’t’es parti en vacances
Depuis qu’t’es parti en vacances

сатира, против ксенофобии, fr, антифашизм, гражданское общество, медиавирус, raphaël haroche, гражданская политика

Previous post Next post
Up