Jacek Kaczmarski, Przemysław Gintrowski, Zbigniew Łapiński - Nie rozdziobią nas kruki

Feb 09, 2011 06:15

Насколько реальна была вероятность советской интервенции в Польшу 1981-го года? Каковы были мотивы генерала Войцеха Ярузельского, объявившего о введении чрезвычайного военного положения с 13 декабря 1981 года: спасал ли он страну от иностранного вторжения (т.е был по словам В. Л. Шейниса "польской реинкарнацией Квислинга") или же шел ва-банк, надеясь любыми средствами сохранить режим "народной республики", который сам народ отвергал манифестациями и забастовками с требованиями демократии и буквального соблюдения Конституции?

Спустя тридцать лет такие вопросы уже не вызывают раскаленных споров и ничем не грозят тем, кто их задает (в СССР 80-ых за них получали сроки, теряли работу и т.д.). Тогда же, несмотря на жесткие репрессии в отношении диссидентов, в стране лишь ускорилось развитие низовых структур гражданского общества: на глазах происходили изменения, описанные в активистской социологии Петра Штомпки (если кратко: обычные люди через реорганизацию повседневных отношений в состоянии трансформировать инертные макроинституты), в этических постулатах Яцека Куроня ("Я глубоко убежден, что не система заставляет человека становиться мерзавцем и не система заставляет его становиться ангелом. Это зависит от нас самих").
+ + +

Песня "Nie rozdziobią nas kruki" в 1981-ом звучала на последних концертах опального трио - Яцека Качмарского, Пшемыслава Гинтровского и Збигнева Лапинского. Открытая фронда тогда была невозможна, но скрытые аллюзии в тексте публика схватывала на лету. Автор стихов - поэт Эдвард Стахура - первой же строчкой давал прозрачную подсказку образованному слушателю: "Rozdziobia nas kruki, wrony" ("Расклюёт нас вороньё") - так назывался сборник новелл (опубл. в Швейцарии 1895 г.) Стефана Жеромского ((1864-1925), повествующий о разгроме польского восстания в январе 1863-го года (против царской империи, с требованием демократизации и независимости). Ныне психологи назвали бы текст классическим описанием т.н. "стокгольмского синдрома", при котором заложники из подсознательного страха оправдывают действия террористов или же, как писала Анна Фрейд, самоидентифицируются с источниками агрессии (у Жеромского осью сюжета оказывается ценностный конфликт между повстанцами и забитыми, привыкшими к покорности, крестьянами).

Гинтровский, к примеру, и в последние годы резко выступал против ревизии роли Ярузельского и выставления его в качестве "человека чести", "настоящего офицера", патриота и т.д. Качмарский незадолго до смерти (10 апреля 2004) говорил, что военное положение в его понимании для кого бы то ни было длится от рождения до смерти: всегда есть новые вызовы, всегда есть выбор между активностью и пассивностью, покорностью и восстанием, myśleniem i jedzeniem. И если раньше стоило петь о сопротивлении неволе, то теперь - о том, что делать со свободой.

Jacek Kaczmarski, Przemysław Gintrowski, Zbigniew Łapiński - Nie rozdziobią nas kruki

image Click to view



słowa: Edward Stachura
muzyka: Jerzy Satanowski

Nie rozdziobią nas kruki
Ni wrony ani nic!
Nie rozszarpią na sztuki
Poezji wściekłe kły!

Ruszaj się, Bruno, idziemy na piwo;
Niechybnie brakuje tam nas!
Od stania w miejscu nie jeden już zginął
Nie jeden zginął już kwiat!

Nie omami nas forsa
Ni sławy pusty dźwięk!
Inną ścigamy postać:
Realnej zjawy tren!

Ruszaj się, Bruno, idziemy na piwo
Niechybnie brakuje tam nas!
Od stania w miejscu nie jeden już zginął
Nie jeden zginął już kwiat!

Nie zdechniemy tak szybko
Jak sobie roi śmierć!
Ziemia dla nas za płytka
Fruniemy w góry gdzieś!

Ruszaj się, Bruno, idziemy na piwo
Niechybnie, brakuje tam nas!
Od stania w miejscu niejeden już zginął
Nie jeden zginął już świat!

zbigniew łapiński, przemysław gintrowski, сопротивление, свобода, независимость, демократия, pl, инакомыслие, jacek kaczmarski

Previous post Next post
Up