В 2008/2009-ом о Emmanuel Jal взахлеб писали в британской и американской музыкальной прессе. Его музыка, прошлое, репутация арт-активиста, вписавшегося в десяток правозащитных и миротворческих кампаний, движений, организаций интриговали критиков и превратили парня в звезду интернациональной хип-хоп-сцены.
В 90-ых, восьмилетним ребенком (он - 1980-го г.р.) он стал Warchild - солдатом т.н. Народно-освободительной армии Судана (НОАС). Как и многих детей, потерявших родителей, его отправили в ООНовский лагерь беженцев на территории Эфиопии ("
будет еда, не будет войны, дадут ботинки и образование"). Там, втайне от сотрудников ООНовских служб, боевики НОАС вели курсы военной подготовки, на которые сгоняли мальчиков старше пяти лет. Стрелять и бросать гранаты они учились раньше, чем ездить на велосипеде. Чтобы снять естественный барьер страха перед убийством, наставники тренировали их на животных. Прошедших курс отправляли "мстить за родителей" в Судан.
Эммануэлу Джалу было 11 лет, когда после трех лет участия в боевых действиях он с группой ровесников покинул повстанческую армию. Беглецам повезло: после трех месяцев скитаний, они наткнулись на Эмму Маккан (Emma McCune) - бывшую сотрудницу британской гуманитарной миссии и ЮНИСЕФ (ее уволили после выхода замуж... за полевого командира НОАС) и та помогла нелегально вывезти около 150-ти детей в Кению (но спустя несколько месяцев погибла в ДТП).
В Кении, в лагере беженцев, Эммануэл Джал впервые пошел в школу, увлекся музыкой, пел в церковном хоре... Там же он впервые подсел на рэп: стиль идеально подходил для того, чтобы рассказать миру о произошедшем в стране и его личном опыте (в лагере парня откачивали от посттравматического синдрома), а также - способ исцелиться, выговорить свою боль. И еще -
ритмическая поэзия близка устной африканской культуре и потому может быть средством убеждения, противостояния межэтнической и религиозной розни (в 2005-ом христианин Джал записал совместный альбом с суданцем-мусульманином Абделем Гадиром Салимом).
Emmanuel Jal - Warchild
Click to view
Перебравшись на время в Штаты, став получателем десятков международных премий, Джал умудрился остаться собой: презрительно отозвался об американском хип-хопе, как о музыке, потерявшей своей предназначение, ставшей голосом тупого потребления, наркомафии и криминальных банд; участвовал в международных кампаниях
Save Darfur, Make Poverty History (сейчас -
Global Call to Action against Poverty) и
Control Arms, стал активистом
Coalition to Stop the Use of Child Soldiers, "
Международной Амнистии" и
Оксфама.
В память об ангеле-хранителе Эмме Маккан, вытащившей малолетнего Джала из пекла гражданской войны, научившей азам английского, помогавшей едой и одеждой (первое время в лагере беженцев он, за неимением ничего другого, носил ее старую одежду и обувь) музыкант сейчас строит школу в Южном Судане.
Еще: о беженцах из Судана во Франции - "
C'est déja ça" Алена Сушона; с диска
международной кампании "Make some noise" (сбор средств для ликвидации последствий геноцида, войны и гуманитарной катастрофы в Дарфуре): Green Day -
Working Class Hero, Mattafix -
Living Darfur.