O Rappa - Súplica Cearense

Mar 23, 2010 14:37

"Súplica Cearense" - акустическая молитва ямайско-бразильского музыканта и арт-активиста O Rappa - о тех, кто не знает молитв, чтобы подняться с социального дна, чтобы выбраться из нищеты и страдания.

Видео на песню - анимационный рассказ о реальном историческом событии - восстании переселенцев и фермеров ("guerra de Canudos") в бразильском штате Байя (на северо-востоке Бразилии) в 1896-1897 годах. После отмены рабства и нескольких лет страшной засухи на пустующие земли штата перебрались несколько тысяч бедных индейцев, бывших темнокожих рабов, безземельных крестьян, беглых преступников и др. Они объединились вокруг милленаристских проповедей Антониу Консельейру (Antônio Conselheiro) - мистика, объявленного католической церковью ересиархом, учившего о равенстве всех перед Богом, о скором конце света, спасении праведных и сопротивлении "царству Антихриста" (выражавшегося в непризнании прав на помещичьи и церковные латифундии, в полном отрицании института частной собственности, включая брачные отношения). Восставшие жили большой общиной, практикуя совместный труд, быт и т.д. (в беллетризированном виде обо всем этом повествуется в переведенном романе "Война конца света" Марио Варгаса Льоса). По мере того, как маленькая деревушка Канудос, превратилась в "Цитадель Праведных" - коммуну с населением порядка 30 тысяч человек, власти усмотрели в общине угрозу государственным устоям и послали на усмирение мятежников карательные войска (прямым поводом был отказ платить налоги и подчиняться республиканским законам). Устроенная последними расправа по сей день считается самым жутким массовым убийством в истории страны.

O Rappa - Súplica Cearense

image Click to view



Задним числом история общины в Канудосе превратилась в миф и трактуется вне связи с исторической канвой, в спряжении воображением толкователей: одни видят в ней народный порыв к социальной справедливости и равноправию, другие - знак репрессивности государства в адрес тех, кто полностью изымает себя из-под его власти, третьи - эпизод в борьбе за религиозное инакомыслие, четвертые - историю столкновения модернистского (гнать "отстающих" в прогресс каленым железом!) и "средневеково-мракобесного" фундаментализма, пятые - правдивую притчу о гибели "экологической", коммунально-родовой цивилизации под напором города и индустрии... Можно ли предполагать что сейчас, когда аграрная территория перестала воспнриниматься как самый ценный ресурс, когда многие развитые государства субсидиями поддерживают фермерские хозяйства (т.е. - тема налогов не столь остра), когда право на свободу вероисповедания защищено нормами международного права, мир стал более гуманным и терпимым в отношении к "альтернативным общинам" (экопоселениям, АЖС, религиозным коммунам, "родовым поместьям" с их "звенящими кедрами", сквотам и прочим "воплощенным утопиям")?

Памятник Антониу Консельейру в Канудосе


pt, сквоттинг, против фундаментализма, автономия, социальная справедливость, o rappa, историческая память, социальная эмансипация, местное самоуправление

Previous post Next post
Up