Wyclef Jean - Million Voices; Afro Celt Sound System - Hotel Rwanda

Jan 07, 2010 21:10

В сообществе много записей об исторической памяти и забвении, о переживании и преодолении коллективных травм, нанесенных диктатурами, гражданскими войнами, политическими репрессиями, геноцидом... "Универсальных рецептов" возвращения к нормальной, цивилизованной жизни после пребывания в бездне насилия, ненависти и беззакония не существует. Нюрнбергский процесс, комиссии по установлению истины и примирения, международные трибуналы по преступлениям против человечности, Международный Уголовный суд, Европейский суд по правам человека, процедуры люстрации, реституции... Очевидно, что "юридические аспекты восстановления справедливости" не в состоянии излечить изувеченные социальные организмы и души миллионов людей, бывших жертвами, свидетелями и участниками преступлений. Поэтому в странах, в недавнем прошлом которых есть трагический опыт, стихийно зарождаются квазиправовые гражданские институты - временные несудебные следственные органы, различные формы "морально-юридического правосудия" и символического признания вины и покаяния. Они часто бессознательно сопряжены с различными практиками арт-активизма и коллективной психотерапии средствами искусства. В какой-то степени социальные движения и неправительственные организации также берут на себя социокультурную роль "трансформаторов деструктивной энергии", обращая последнюю в "топливо перемен", а не в "молот для праведного гнева" (см. песни движения за равные гражданские права в США 50-60-ых).
+   +   +
Руанда - страна устной культуры. В таких странах песни и музыка играют особую роль (для хранения коллективной памяти, для общественных коммуникаций и др.) и нередко используются политиками. Так, на формирование духа межэтнической нетерпимости, приведшего к геноциду 1994 года, значительное влияние оказали государственные радио- и телеканалы, крутившие в эфире экстремистские националистические песни с прямыми призывами к террору.

Процесс пацификации и восстановления разрушенных социальных связей также начался с музыки. Новое правительство Руанды при помощи музыкальных трансляций призывало к сотрудничеству и объясняло населению значение так называемых "gacaca tribunals" - общинных судов, преследующих цель установления истины, морального покаяния и примирения. "Суды гакака" опирались на древние традиции местного правосудия и ориентировались правительством на модель южноафриканский комиссий по установлению истины и примирения (но не полностью, т.к. копирование ЮАРовской практики, по убеждению экспертов, привело бы к новому витку насилия).

Общинные суды ввели в 2002-ом году, поскольку было очевидно, что только морально-юридические, ритуально-символические процедуры в состоянии разрядить социальную атмосферу ненависти и жажды мести. Государственное судопроизводство, несмотря на поддержанные международным сообществом реформы системы правосудия, инвестиции в программы повышения квалификации юристов, судей, следователей и полицейских, по определению не сумело бы "переварить" столь большое количество случаев убийства, избиения, изнасилования, пыток и др. "На судах гакака" после слушаний и обсуждения вердикты выносили сограждане в соответствии с нормами обычного, а не кодифицированного права). Для европейских глаз и ушей эти процессы представляли крайне необычное зрелище: перед началом заседания заключенные, одетые в розовые тюремные робы, начинали петь и танцевать, прося таких образом прощения у жертв и семей погибших или же свидетельствуя о своей невиновности. Пение и танец считались средствами "наведения мостов" между преступниками и потерпевшими, а также своего рода гражданскими ритуалами очищения и социальной реинтеграции.

Wyclef Jean - Million Voices (из фильма "Отель Руанда").

image Click to view



Очевидно, что одного только "юридического инструментария" для преодоления "барьеров враждебности и недоверия" было бы недостаточно. Даже сейчас, спустя 15 лет после беспрецендентных по жестокости событий, степень социального напряжения очень высока и встреча лицом к лицу палачей и жертв - очень сильное испытание, к которому должны быть подготовлены обе стороны. Поэтому с теми из боевиков, что бежали в соседние страны, но со временем решили вернуться на родину и предстать перед судом гакака, проводится специальная работа: их помещают в так называемые "лагеря солидарности", где в течении нескольких недель с ними встречаются психологи, медики, консультанты.

Afro Celt Sound System - Hotel Rwanda (из фильма "Отель Руанда").

image Click to view



- ООН. Комитет по правам человека. Девяносто пятая сессия. Нью-Йорк (15 марта - 3 апреля 2009 года):
Заключительные замечания Комитета по правам человека: РУАНДА.

- Нильс Кристи - Примирение или наказание?

- " Уже который день я пытаюсь понять какую-то внутреннюю логику тех событий в Руанде в 94-м году. И не могу. Вся история этого геноцида - это история какой-то животной природы человека. История того, как одна отдельно взятая страна может целиком сойти с ума. История того, как средства массовой информации достигают такого уровня манипуляции, что люди совершают немыслимые поступки, в адекватности которых не сомневаются.

О геноциде в Руанде много что известно. Известно, что это второй по масштабам геноцид после Холокоста. Однако все равно это остается во многом нерассказанной историей. Тогда, 13 лет назад, остальной мир просто наплевал на Руанду, а теперь просто о ней очень удобно забыл.

Геноцид в Руанде в 94-м году - это история того, как менее чем за сто дней люди из народности хуту физически истребили более миллиона людей из народности тутси. Но это далеко не только история этих двух африканских народов
" - martintorp .

геноцид, wyclef jean, против ксенофобии, гражданская война, afro celt sound system, историческая память, право на справедливый суд, права человека, преступление против человечности, против террора

Previous post Next post
Up