"
Здаровае грамадзтва - гэта калі кожны чалавек свабодны паступаць па сваёй волі, аднак пры ўмове, што ягоная воля абмежаваная біблейскімі стандартамі", пісаў нядаўна на сайце "Радыё Свабода" актывіст беларускага пратэстанцкага руху Сяргей Луканін. Праваслаўны мітрапаліт Філарэт у нядаўнім выступе таксама выказаўся падобным чынам пра Інтэрнэт: "Нисколько не умаляя человеческую свободу, мы хотели бы отметить, что императивом поведения интернет-пользователя должно быть благо Церкви". Невядома, ці ўсьведамлялі гэта самі аўтары выказваньняў, але першым позіркам абедзьве фразы чытаюцца як здаўна вядомы антыўтапічны тэзіс паводле Джорджа Орўэла: "Свабода - гэта рабства" - Алесь Чайчыц. Ад нэгатыўнай свабоды многіх да пазытыўнай свабоды аднаго (спасибо
al_iwy).
Вопрос о свободе часто упирается в обсуждение ее границ и ограничений или же завихряется мечтами об утопически бесконфликтном и плюшево-вольготном пространстве. Но конфликт неизбежен, если какая-либо "моральная община" (сообщество с согласованными правилами и нормами, определяющими отношения участников) пытается распространить свою власть на всех остальных. Одно - если она действует убеждением и рациональными доводами, расчитывая на добровольное присоединение к ее формализованным и неформальным конвенциям значительного числа людей, другое - если осуществляет экспансию, давя на властные рычаги и требуя для себя преференций и монопольного права на владение истиной. Так получаются "
Корпорации вместо сообществ? Фундаментализм вместо терпимости!" ("Сегодня же перераспределение людей между корпорациями достигло такого размаха и такой глубины проникновения в души людей, что мы вполне можем говорить о почти что свершившейся - незаметно и тихо - культурной революции, которая привела на авансцену истории "корпоративного человека", готового пожертвовать своими интересами, идеалами и даже идентичностью во имя принадлежности к корпорации: лояльность корпоративным принципам ценится выше всего. Всю же полноту последствий этой корпоративизации нам еще предстоит испытать на себе в самом недалеком будущем").
Тенденция к корпоративизации на третий сектор распространилась также, как и в сфере рыночных отношений, политике, культуре... Я бы сказал, что трудности в создании "горизонтальных общественных контрактов" (рационально-договорных отношений между равными соседями, партнерами, конкурентами и т.д.) - ключевая проблема обществ и государств, образовавшихся на руинах тоталитарной системы. Глухота к интересам других, переговорная немощность и ставка на доминирование делает людей беззащитными перед произволом Бюрократии как гипер-корпорации, обладающей к тому же "абсолютным преимуществом" в виде права на легальное насилие (превращающей правоохранительные органы в оружие для усмирения непокорных и инструмент для "выравнивания" в бесправии). Худо, если гражданские организации, социальные движения, религиозные общины или группы интеллектуалов встраиваются в "вертикальную схему", рассчитывая продвигать собственные ценности и интересы за счет обмена лояльности на доступ к админ-ресурсу (ОПК в школах, "идеологические проекты", инсталлированные в систему вузовского образования...). В этом случае мы получаем не гражданское общество как искусство сосуществования инаковых автономных сообществ, а "иерархию корпораций", которой выгодно воспроизводить "сословность" как определяемое "сверху" неравенство в распределении ресурсов, привилегий, прав и свобод.
Только эта ситуация - не фатум, не родовое проклятие. "Я нарадзіўся тут / Дзе ўсе да усяго прывыкаюць, але мне гэта недарэчна". Правила устанавливают люди. Даже если они стали заложниками практик предыдущих поколений, им ничто не мешает "переиграть", переосновать свою общность, сделав ее более пригодной для жизни гордого, смелого и разумного человека, а не пресмыкающегося (перед Государством, Корпорацией, Авторитетами, Массами и проч.) одинокого горемыки.
Я убежден, что реальные перемены, прежде чем воплотиться в солидарных гражданских действиях и переговорах, должны стать свершившимся фактом в головах. Нет никакого смысла в "дворцовых переворотах": они не переучреждают "порядок вещей", а всего лишь реконфигурируют состав "топ-менеджмента". Подлинные изменения - те, что предлагают другой способ "быть обществом", иной "образ жизни и отношений".
Беларуский артыст и арт-активист Зьміцер Вайцюшкевіч (известный также пад мянушкай Todar и заведший блог
todar_vojt после
получения премии "за пределами ЖЖ":) - один из тех, кто не "показывает альтернативу", а альтернативой является. Здесь и сейчас. Имхо, это самый осмысленный путь добиваться независимости для Беларуси -
отстаивать свою личную независимость и
вступаться за независимость других: "
Мы бы все выиграли - и левые, и правые - если бы чуть спокойнее друг на друга смотрели. У меня есть своя гражданская позиция. И для мужчины, для гражданина, важно оставаться собой. Да, нет возможности выступать на телевидении, но только сейчас я понимаю, что мне этого и не надо".
Зьміцер Вайцюшкевіч - Я нарадзіуся тут! (Канцэрт "Салідарныя з Беларусьсю" 2008 г.)
Click to view
"
Грамадзтва можа і павінна даць табе нэгатыўную свабоду. Пазытыўную свабоду здабываеш ты сам - свабоду ад няпэўнасьці, свабоду ад той самай нэгатыўнай свабоды. Гэтаксама адказ робіцца вызваленьнем ад пытаньня, а выбраная дарога - вызваленьнем ад перакрыжаваньня. Галоўнае, каб ты мог сам даць свой адказ і сам абраць сваю дарогу".
Зьміцер Вайцюшкевіч - Я нарадзіуся тут!
Click to view
Я нарадзіўся тут -
У краіне пад шэрым небам.
Я нарадзіўся тут -
У краіне бульбы, калгасаў і чорнага хлеба.
Я нарадзіўся тут -
У краіне прапіскі і скручаных кранаў.
Я нарадзіўся тут -
У краіне сотняў парушаных храмаў.
Радзільня, дзіцячы садок,
Школа ды інстытут.
Я нарадзіўся тут,
І я буду жыць тут.
Я нарадзіўся тут,
Дзе білет у адзін бок -
гэта шанец для тых, хто ня згодны.
Я нарадзіўся тут,
Я тут жыву, і мне тут яшчэ не ўсё роўна.
Я нарадзіўся тут,
Таму гэта - мая краіна.
Я нарадзіўся тут -
На пяць стагодзьдзяў пасьля Францішка Скарыны.
Радзільня, дзіцячы садок,
Школа ды інстытут.
Я нарадзіўся тут,
І я буду жыць тут.
Я нарадзіўся тут,
Дзе нараджацца было небясьпечна.
Я нарадзіўся тут,
Дзе ўсе да усяго прывыкаюць, але мне гэта недарэчна.
Я ведаю, што
Пасьлязаўтра на нашых калгасных палетках
Замест пустазельля й палыну
Ўзыйдуць белыя і чырвоныя кветкі.
Радзільня, дзіцячы садок,
Школа ды інстытут.
Я нарадзіўся тут,
І я буду жыць тут.
І я буду жыць тут,
І я буду жыць тут,
І я буду жыць тут,
Я буду жыць тут.
P.S. За знакомство с Дмитрием Войтюшкевичем спасибо Лене
tonkacheva Тонкачевой. Теперь вместе с
tigranigra будем ярыми поклонниками :) Где бы Зьміцер не жил - "тут" или "там".