Маленький, в одну комнату, музей в живописном городе на западе острова. Главный критский музей в Ираклионе закрыт на ремонт, действует только "временная" выставка (ох, как известно, "временное" - это очень надолго; и доска на входе в музей, об этой временности извещающая, выглядит удручающе фундаментально) - там главные шедевры, но ведь часто как раз не самые знаменитые вещи оказываются такими увлекательными!
Так что Ретимнон. Город, как и Ханья, тоже западный город и прежняя столица Крита, являет собой своеобычную смесь греческих, турецких, венецианских напластований. Про крепость в Ретимноне напишу в свой блог, она хоть и тоже музей, но все же безумие тамошней архитектуры - не совсем музейная тема.
В археологическом музее выставлены находки из самого Ретимнона и окрестностей. То есть даже с точки зрения древних минойцев это, насколько я понимаю, был провинциальный стиль.
Симпатичные, но обыкновенные сосуды, часть которых сопровождается в витринах этикетками с просьбой не фотографировать, ибо не опубликовано. Поэтому здесь вам горшков не будет, на всякий случай никаких. Будем уважать коллег :) Тем более что такую тактику - все-таки экспонировать вещи и не запрещать фотографирование вообще - можно только приветствовать. Но не огорчайтесь, горшки там далеко не самое примечательное. Самое замечательное - саркофаги. Датируются где-то 16-15 вв. до н.э., относятся к позднеминойскому периоду с уточнениями, для нас не столь существенными.
Здесь традиционный минойский сюжет - быки. То, что похоже на гипертрофированные грабли или перевернутые скамейки, это, видимо, другой традиционный важный символ: изогнутые рога быка, иногда они изображаются парными.
Парные как бы листочки - те же рога, а "цветочки" между ними - на самом деле священный минойский знак двойной секиры (с двумя лезвиями). Не даю картинки с классическими вариантами этих рисунков, их легко найти.
Эти бычки уж совсем какие-то первобытные, хотя, если не путаю - все вещи примерно одной эпохи.
А здесь в правом секторе - не просто так загогулины, а столь же характерный минойский рисунок осьминога, это его щупальца! и глаза посередине.
Внутри никакого декора нет. Судя по размерам саркофагов, они предполагали трупосожжение, но не до стадии пепла, кости оставались целыми. Потому что для погребальной урны великовато, для гроба мал, целиком тело не поместится, разве что детское погребение (но это в этикетках не оговорено, хотя предметы из детских погребений в экспозиции есть). Я поискала, но сходу не нашла сведений о погребальных обычаях минойцев. Встретила описания формы гробниц и сопровождающих предметов, но почему-то тип самого погребения не оговаривается. Подскажите, если кто знает, верны ли мои догадки?
Торец одного из саркофагов. Такие пузатые птицы тоже частый мотив.
Все это как-то трогательно напоминает рисунки из моих детских книжек. Но покруче Мавриной будет!
Ну и немного ретимнонской античности.
Артемида с тяжелой крестьянской рукой. Вторая пол. 2 в. н.э.
И изящная как всегда Афродита. Вторая пол. 1 в. н.э.