В Страсбурге можно посетить очень много музеев. Это и музей Изобразительного Искусства, и Музей Декоративного Искусства, и Музей Современного Искусства, и Музей Томи Унгерера, и много других, и в том числе Musée de l’Œuvre Notre-Dame, или, в моем вольном переводе, Музей Сокровищ Богоматери. О нём я и хотела бы рассказать.
Собственно музей:
Расположенный у подножия Cathedrale Notre-Dame de Strasbourg, Musée de l’Œuvre Notre-Dame предлагает вниманию своих посетителей открыть для себя семь веком искусства Страсбурга и региона Высокого Рейн, то есть вплоть до присоединения Альзаса ко Франции в 1681 году. Его обширные коллекции предметов искусства Средних Веков и Возрождения свидетельствуют о величественном прошлом Страсбурга, который с 13 по 16 века являлся одним из важнейших артистических центров Германской Империи.
Вид с Cathedrale:
Здание представляет собой архитектурный ансамбль той же эпохи, что и предметы коллекций, расположенных в нём. Здание слева - пример готической архитектуры, более старинное, 1347 год. Справа - здание 1579 года,- пример архитектуры Возрождения. В более молодом здании, названном, Frauenhaus, дом Богоматери, располагается "Фонд Сокровищ Богоматери", чьи доходы идут только на реставрацию и поддержание Cathedrale Notre-Dame de Strasbourg. Два здания позади, 14 и 17 веков, дополняют архитектурный ансамбль музея.
Отцом-основателем музея является Hans Haug, который в 1931 году объединил 4 коллекции под одной крышей: коллекция "Фонда Сокровищ Богоматери", коллекция "Общества Сохранения исторических Памятников Альзаса", коллекция из первого "Музея Изобразительных Искусств" и коллекция из "Музея Декоративного Искусства".
Кроме произведений таких художником, как Witz, Baldung и Stoskopff, скульпторов Ivo Strigel и Nicolas Gerhaert de Leyde, мастера витража Peter Hemmel d'Andlau, в музее представлены многочисленные анонимные художники, принадлежащие к школе и окружешию Martin Schongauer.
Здесь представлены предметы из Сathédrale de Strasbourg (скульптуры, витражы и т.д.), но кроме того важные произведения из ныне исчезнувших или перестроенных церквей Страсбурга. Например, из старой Церкви Доминиканцев, ныне Temple Neuf, сильно поврежденный бомбардировками 1870 года; из Церкви Святого Петра Старого (перестроенной в 1867 году) и из Церкви Святой Мадлены, которая горела в 1904 году и сильно пострадала от бомбардировок 1944 года. Также многие экспонаты музея происходят из готических церквей Виссембурга и Мютцига (витражи).
В Musée de l’Œuvre Notre-Dame представлено очень много статуй, есть огромные залы, наполеннные статуями самого разного типа. Когда гуляешь один по этому пустынному музею, иногда кажется, что ты здесб явно лишний, чужак, и статуи на тебя смотрят, разглядывают, а стоит тебе лишь отвернуться, сразу будут делиться друг с другом впечатлениями о тебе.
Стоит сказать, что весь фасад Сathédrale de Strasbourg щедро усыпан статуями всех мастей. Но, рассматривая этот высоченный собор с земли, всего не увидишь, а деталей и вовсе не рассмотришь.
Есть статуи вот такие, классические:
А есть вот такие, "Мыслитель", например:
Традиционная химера:
Не совсем традиционный человечек, с очень проработанным языком:
Эта скульптуры очень интересная, она символизирует Синагогу (иудаизм до постройки Сathédrale был основной религией Страсбурга), которая уходит и оставляет Страсбург католицизму. На фасаде Сathédrale две скульптуры, Синагога и Католицизм, располагаются рядом. Причём, Католицизм представлен в виде довольно упитанной девы, тогда как Синагога очень худенькая девушка, почему-то у меня возникло чувство, что сам скульптор втайне симпатизировал Синагоге, впрочем, как и я.
Сама скульптура Синагоги:
А вот замечательная галерея львов:
И музыкант с фиделем. Это же фидель, да?
История этой галереи очень любопытна: когда в начале 20 века на Grande Rue в Страсбурге разбирали на снос старые дома (многие из них были очень ветхие и город посчита, что некоторые из них дешевле сломать, и потроить новые, чем их восстановить), основатель музея забрал эту галерею, восстановил её и поставил в своём музее (мне она очень полюбилась):
В музее очень богатая коллекция серебряных изделий, ложек, вилок, кубков, ремней, в общем, обиходных вещей богатых жителей Страсбурга тех времён.
Вот такой Наутилус, например:
Вообще, хочу сказать, что коллекция музея, посвященная Средним Векам и церковной тематике, навеяла на меня ужас: от всех тех картин с изображениями грешных любовников, которых поедают черви и змеи, от изображения пыток и казней, веет ужасом и мраком. И чем больше там ходишь, тем большее уныние и жалость тех людей охватывает тебя. Поэтому я не стану показывать такие фотографии. А покажу то, что мне действительно очень понравилось. В Musée de l’Œuvre Notre-Dame есть прекрасная коллекция картин Sébastien Stoskopff, о котором мне хочется сделать отдельный пост. А пока я покажу вам старинный кабинет, где раньше собирался "Фонд Сокровищ Богоматери". Деревянное покрытие стен 1582 года, картина Sébastien Stoskopff "Grande Vanite" 1641 года:
И напоследок хочется рассказать и показать Средневековый Сад. Созданный в 1937 году Hans Haug, этот небольшой сад был вдохновлён традициями художников 15 века, но также Hans Haug опирался на работу теософа Альберта Великого,- преподававшего также и в Страсбурге,- "De vegetalibus libri septem, historiae naturalis pars XVIII". Травы, активно использовавшиеся в конце Средних Веков, занимают 9 квадратов, в которых собрано по 3 группы: декоративные растения, лекарственные и ароматические (кулинарные). Там и мята, и чабрец, и базилик разных видом и майоран, в общем, всё самое душистое, вкусное!
Вид в противоположную сторону:
Вот такой вид открывается на соседнюю улочку:
Фонтанчик:
Виноград, очень вкусный!