В путеводителе «Музейный гид» будут представлены 4 коллекции из российских музеев - участников Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина (список мы уже публиковали
здесь).
Представляем первый сюжет, посвященный коллекции чертежей так называемого «Дивана русского быта» и рисунков к ним из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (Ярославская область).
Автор эссе - Сергей Николаевич Овсянников, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, заместитель директора Рыбинского музея-заповедника.
Здесь мы публикуем выдержки из статьи, с полным текстом которой вы познакомитесь в составе путеводителя «Музейный гид» уже скоро (в сентябре этого года).
Диван русского быта.
Среди 120-тысячного собрания Рыбинского музея-заповедника выделяется несколько комплексов вещей. Это коллекции, поступившие в начале 1920-х годов из дворянских усадеб Рыбинского и сопредельных уездов. Правда, дошли они до нас фрагментарно: предметы, казавшиеся тогда менее ценными, музейные сотрудники оставляли без внимания, в то время как безусловные шедевры зачастую изымали, увозя в Москву, эмиссары Государственного музейного фонда. Увы, в середине ХХ века усадебные коллекции пережили несколько волн списаний. В начале 1930-х годов изъятия из музея проходили под аккомпанемент безумных (дескать, берегли господское добро, чтобы вернуть его бывшим хозяевам), но от этого не менее страшных угроз в адрес музейных сотрудников. В конце 1940-х в ордерах на списание зачастую фиксировалось то, что было утрачено во время войны, когда экспонаты музея были складированы без должной охраны, поскольку большинство сотрудников ушло на фронт.
Однако несколько десятков или сотен сохранившихся предметов, поступивших из той или иной усадьбы, неожиданно ясно дают возможность представить характер некогда существовавших собраний и даже их владельцев…
Собрание, поступившее из Сосновца - пошехонской усадьбы дворян Лихачёвых, - представляет своих владельцев как людей не то чтобы заурядных, но глубоким пониманием искусства не озарённых. Это типичные дворяне, многие годы жизни отдававшие военной службе, а в мирное время компенсировавшие отсутствие боевых действий страстью к охоте. Об этом свидетельствуют не только большая коллекция оружия (художественного и не очень), но и тематика многих картин и гравюр их собрания. Добавьте к этому подборку умильно-сентиментальных красавиц с французских эстампов и серию дилетантских видов извержений итальянских вулканов - и перед вами предстанут несколько поколений весьма состоятельных гвардейских офицеров с их довольно характерными эстетическими потребностями. Впрочем, таково самое общее впечатление от сосновецкого собрания в целом. Там есть немало замечательных вещей, связанных с творчеством мастеров если не первого круга, то, во всяком случае, незаурядных. Это и сразу три портрета кисти интересного художника конца XVIII века Е.Д. Камеженкова (земляка и однополчанина братьев Василия и Якова Лихачёвых), и целая подборка усадебных чертежей академика Л.И. Шарлеманя второго, или несколько десятков листов графических миниатюр А. Васильева, среди которых выделяется столь занимательная вещь, как изображения к проекту оригинальнейшего предмета мебели, названного его создателями «Диван 8-ми местной Русскаго быта».
Этот проект и будет предметом нашего внимания. В дальнейшем мы будем называть его «диваном русского быта», как для краткости, так и потому, что надпись на проекте не совсем точна - на диван, если бы он был изготовлен, без труда смогли бы одновременно сесть по крайней мере 16 человек.
… Каждая сторона дивана представлена двумя практически одинаковыми листами, один из которых, однако, отмыт сепией, а другой выполнен в технике контурного рисунка. Сепия давала лучшее представление об общем облике будущего изделия, контурный же рисунок позволял лучше проработать его детали. Именно на контурных рисунках в верхней части листа расположены надписи, позволяющие однозначно трактовать замысел авторов проекта.
Начнём с комплекса, озаглавленного «Див. Праздника Свят. Недели». Судя по летним костюмам изображенных, речь здесь однозначно идёт не о святках (которые к тому же идут больше недели), а о Святой (сейчас чаще говорят Светлой) пасхальной седмице. Вполне логично, что диван на изображении общего вида изображён именно с этой стороны, посвящённой народному веселью на главный православный праздник. Впрочем, среди развлекающихся можно видеть и работающих людей: женщину, доящую корову, девушку, сидящую за прялкой. Однако их фигуры лишь подчеркивают сцены народных гуляний. Молодые люди высоко раскачивают девушку на качелях, другую подбрасывает в воздух подкидная доска. Целая стайка молодёжи катает крашеные яйца с желобка «пасхальной горки», надеясь попасть в яйцо соперника своим. За забавами молодёжи снисходительно наблюдают старшие.
… Большинство листов из окончательного набора чертежей можно датировать концом 1857 - началом 1858 года.
Сергей Николаевич Овсянников.
А это собственно сам Рыбинский музей-заповедник.
Сайт музея:
http://www.rybmuseum.org