Тут у меня образовалась заочная дискуссия о назначении Кильского канала, в ходе которой гн. alan-a-skaz выдал следующие рассуждения:
в любом случае, привязка этого канала к нуждам дредноутов, с оглядкой на даты, оказывается весьма сомнительной. И далее, приведенную мной цитату из Вики
To cope with the increasing traffic and the demands of the Imperial German Navy, between 1907 and 1914 the canal was widened by Germany to allow Dreadnought-sized battleships to pass through, allowing them to travel between the Baltic Sea and the North Sea without having to go around Denmark.
alan-a-skaz трактует следующим образом:
А давайте глянем, что там оратор извлек из "кучи книг".
"To cope with the increasing traffic" - т.е. первоочередным побуждением к модернизации канала были вовсе не военные нужды, а возросшее движение по каналу. Что я и предположил.
"to allow Dreadnought-sized battleships" - т.е. речь не только о дредноутах, а о кораблях дредноутного размера. И хотя понятен интерес военных, и к военным кораблям, но сухогрузы и прочие невоенные суда бывают тоже немаленьких размеров. А ведь их там ходит гораздо больше! Обращаю внимание на две вещи:
1. the demands of the Imperial German Navy - т.е. потребности военного флота Германии
2. battleship - это линкор, а вовсе не пассажирский парoход и даже не сухогруз.
Тем кто этого не знает, наверное лучше ограничиться кричанием лозунгов, a от более сложных вопросов держаться подальше. Благо alan-a-skaz как раз убежден, что
Иногда лозунги - это концентрированное и доходчивое изложение истины. Ну вот и держался бы привычного жанра.
Но не будем отвлекаться. С появлением Дредноута все предыдущие линкоры вдруг оказались морально устаревшими. Не способными выполнять свое назначение там, где есть корабли дредноутного класса. Поэтому линкоры стали делить на до-дредноутные и после-дредноутные. Отсюда Dreadnought-sized battleships - Вильгельм планирует постройку своих кораблей дредноутного класса и канал должен их пропускать А сравнение размера гражданских кораблей с Дредноутом никакого смысла не имеет.
Далее alan-a-skaz пишет:
В реальной истории как раз около Ютландского п-ова, рядом с тем самым проливом, несмотря на существование Кильского канала, произошло крупнейшее в ПМВ и в мировой истории морское сражение. Да-да, то самое Ютландское. См. снова карту, место узнаем? Согласен, взглянем-ка на карту:
Видим, что немецкий флот шел к Ютланду как раз от Кильского канала. alan-a-skaz возражает, что это неважно. Да, шел
"От Кильского канала, но какая разница? Карта показывает, что он мог идти туда любым из путей..
На самом деле - нет. Смотрим на карту внимательнее и видим Вильгельмсхафен - главную базу ВМС Германии в двух мировых войнах. Защищенную - в числе прочего - поясом мин (показано розовым). От нее-то флот и шел, было б странно, если б откуда-то еще. А большинство судостроительных верфей Германии - они на Балтийском море. И Кильский канал позволял перегонять корабли избегая возможного столкновения с противником (т.е. можно и по одному кораблю - не обязательно конвоем идти).