Германский следЪ в Сараево

Sep 05, 2022 22:16

Сегодня один из моих друзей и собеседников напомнил мне уже когда-то давно слышанную версию, всегда казавшуюся мне, мягко скажем, идиотской - но вот ведь, оказывается, она поныне живее всех живых, и даже не только совсем уж идиоты ей верят:
Сараевский теракт подстроил не кто иной, как Кайзер Вильгельм!
Доказательства?
Элементарно, Ватсон! По времени Сараевский теракт как раз совпал с открытием Кильского канала, который позволял германским дредноутам выходить в Северное море, и без которого они оказывались бесполезно запертыми в Балтийской луже.
Вся эта "теория" строится исключительно на одном "доказательстве" - совпадении этих дат, которое ну никак не может быть случайным, честное хрустобулочное, мамой кланус! Отстроили канал немцы, оказались готовы к войне на море, сразу грохнули Фердинанда, при этом подставив ни в чем не виноватых сербов и русских - и понеслось!
Ладно, уже все отсмеялись? Переходим к реальности по слогам и по буквам?

1. Германские дредноуты и без Кильского канала выходили в Северное море начиная с 1910 года, когда вошли в строй первые из них. Выходили через датские проливы, проливы Каттегат и Скагеррак. См. Валерий Борисович Мужеников, "Линейные корабли типов “Кайзер” и “Кениг”. 1909-1918 гг.", глава "В учениях и походах", онлайн https://arsenal-info.ru/b/book/3310072071/5

2. Углубление и расширение Кильского канала было начато в 1907 г., когда первые германские дредноуты были в лучшем случае спроектированы и только что заложены. И это была очень оперативная реакция на английский "Дредноут", который первый в мире дредноут, - появился в 1906 году (февраль - спуск на воду, октябрь - ввод в строй). В любом случае, привязка этого канала к нуждам дредноутов, с оглядкой на даты, оказывается весьма сомнительной. Он и поныне один из самых активно используемых (отнюдь не только и не столько военными флотами) судоходных каналов.
UPD. Спасибо моему страстному оппоненту за полное подтверждение моих слов в попытке их опровергнуть: в его цитате среди причин модернизации канала на первом месте, до его военного применения, указано "To cope with the increasing traffic" - т.е. первоочередным побуждением к модернизации канала были не военные нужды, тогда еще не очевидные, а возросшее движение по каналу. И "Dreadnought-sized" может относиться не только к дредноутам.
См. т.ж. https://alan-a-skaz.livejournal.com/234131.html?thread=7838355#t7838355 - о пассажирском судоходстве и его роли в начале модернизации Кильского канала до постройки дредноутов.

3. Смотрим на карту. Это всегда как минимум невредно. ;-)


Сам канал здесь не виден, но достаточно сказать, что он пересекает по кратчайшему пути основание Ютландского полуострова, имея протяженность 98 км и экономя при выходе в открытое море 519 км (почти ровно 280 миль) по ср. с обходом всего п-ова. К тому же давая защиту от возможного шторма.
Это расстояние == 28 часов экономным ходом, и вдвое меньше полным. Существенно, но не критично. Это если из Балтики выходить куда-то на запад. Если же выходить на север, например через видный на карте Кристиансанн и далее - разница становится совсем незаметной. Во всяком случае, нет повода говорить о запирании германского флота в Балтике при отсутствии канала.

4. "Но ведь же тогда англичане могут без Кильского канала запереть германский флот, заняв пролив Скагеррак!"
Чушь, конечно. Если соотношение сил флотов позволяет Royal Navy уверенно перекрыть дорогу кораблям Hochseeflotte, то какая им разница, где это делать: в проливе Скагеррак, или у выхода из Кильского канала?
Более того. В реальной истории как раз около Ютландского п-ова, рядом с тем самым проливом, несмотря на существование Кильского канала, произошло крупнейшее в ПМВ и в мировой истории морское сражение. Да-да, то самое Ютландское. См. снова карту, место узнаем?


Более того. После этого сражения германцы, несмотря на соотношение потерь хорошо в их пользу, прекратили попытки тягаться с англичанами в Северном море. Ибо поняли, что при таком соотношении численностей это им все равно не по зубам. И снова Кильский канал не имел никакого значения.
И вишенка на тортик: как раз такой вариант, предусмотренный германцами с начала 20 века, до начала работ по модернизации Кильского канала, их совсем не пугал! (см. снова https://arsenal-info.ru/b/book/3310072071/5). Такой случай они считали для себя удобной возможностью наносить более сильному противнику потери минными постановками, подводными лодками и атаками миноносцев, пользуясь условиями местности.

5. "Но ведь как же совпадение по времени, такое точное? Не бывает же таких просто совпадений?!"
Бывает, маленький. Иногда сны - просто сны, банан - просто банан(С), а совпадение - просто совпадение.
Поразительным совпадение кажется, только если шулер выдергивает произвольно два нужных ему события из всей тогдашней обстановки, и предъявляет их доверчивым лохам, сферической парой в вакууме мозгов, совсем не тренированных на мышление: о, гляньте, как сошлось!
А что сошлось-то? Это схождение - примерно как чудесное попадание ядреной бомбы прямо в эпицентр ее взрыва, или везение человека родиться ровно в свой день рождения. Когда плотность событий такая, как в Европе перед ПМВ, когда все ведущие страны лихорадочно готовятся к будущей войне - много чего с чем может совпасть.
Например, ввод в строй царских типа-линкоров серии "Севастополь", попросту "сев", состоялся только в конце 1914 года, по причине отсталости царской судостроительной промышленности, а также забастовочных событий в начале года. Однако, по плану их ввод в строй должен был БЫ происходить примерно как раз близко по времени к Сараевскому теракту, чем хуже совпадение? ;-)
И даже с учетом сказанного, как раз в близкое время реально прошла установка на них вооружения, подготовка к ходовым испытаниям и сами испытания. Тоже ведь знаменательное совпадение. Тоже связанное с боеспособностью флота и подготовкой к войне.
И прочих подобных можно найти немало: и в России, и в Германии, и во Франции, да хоть в Японии - там как раз в близкое время ввели в строй ЛКр супердредноутного класса "Хиэй" типа Конго. Чего бы и японский след в Сараево не поискать - вместо того, который и без поисков очевиден? Ведь японцам-то ПМВ оказалась ой как выгодна! Больше, чем Германии!)))

6. Не было никакой необходимости (и смысла) так точно пристыковывать ввод в строй канала, и прочую боеспособность флота, именно к Сараевскому теракту. От него до начала войны прошло больше месяца, а от начала войны до начала масштабных действий флота - еще гораздо больше.
Те же уродцы "севы" вообще не были введены в бой ни разу за всю ПМВ, ибо для этого совсем не годились, как оказалось.

7. Теперь вспоминаем не тех, кому мог БЫ оказаться выгодным теракт - таких много, даже вот и японцам в итоге, - а тех, что реально МОГ на него повлиять, в отличие от всех прочих, включая кайзера.
Кто совершил теракт? Этнические сербы. Обычно пишут, что члены террористической организации «Млада Босна», протестовавшие против оккупации Боснии Австрией. И пытаются выдать их за чисто боснийскую местную компанию, чисто по случайности (вот тут полагается, напротив, верить, что всякие случайности бывают, ага!) включавшую в себя именно сербов, и сербских националистов при этом. Но "подданных АВИ" (https://alan-a-skaz.livejournal.com/233419.html).
Их подготовку к террористической деятельности проводили, как вы думаете, где? В Боснии? Нет, на территории Сербии. Кто проводил? Сербские офицеры. Не германские, и не австро-венгерские, если кто не заметил разницу.
Более того. Всемирно прославившийся Г.Принцип из "Млады Босны", совершивший убийство в итоге почти случайно, не был основным боевиком группы. По плану, основным оружием террористов были гранаты ("бомбы"). Но первый бомбист растерялся, второй - Неделько Чабринович, - попал неудачно и тоже не достиг цели, только вызвал многочисленные ранения посторонних лиц.
Так вот, Чабринович, и еще один боевик с замечательной фамилией Грабеж, были членами еще одной организации - "Черная рука", которая была уже не как-бы-боснийской, а совсем открыто сербской, действовавшей в основном в Сербии, с филиалами ("ячейками") за ее границей, в т.ч. в Сараево, и в ее состав входили в немалом количестве офицеры сербских спецслужб.
В т.ч. те, которые учили боевиков из "совершено другой, ничем не связанной" террористической организации "Млада Босна". Создателем и руководителем "Черной Руки" был небезызвестный полковник Апис.
А еще "Черная рука" была известна, среди прочих преступных дел, тем, что в 1903 г. в Сербии совершила очень некрасивый цареубийственный переворот (убили вместе с монархом его жену, были бы у них дети - их тоже вряд ли пожалели бы, судя по тому, как изощренно убийцы издевались над трупами), чтобы поставить на трон пророссийского ставленника вместо независимого монарха. Конечно, царь российский признал результат переворота без возражений. "А нас-то за шо?!", наверное, вопрошал он перед смертью.
И как-то так совпало (снова о совпадениях, ага), что сербские офицеры спецслужб, члены "Черной руки", имели еще до этого тесные служебные, деловые и личные связи с русскими коллегами из аналогичных спецслужб царской России.
Но видеть в этих событиях русский след - НИЗЗЯ. Табу. Харам. ГрехЪ. ;-)
Кайзеровский, японский, марсианский - увидеть там трудно. Зато можно и нужно.)))

ликбез, дебилы, РКМП, история, ПМВ

Previous post Next post
Up