Продолжение к:
Советские переговоры с Францией и Британией - 2 В предыдущих статьях я уже слегка затрагивал эту тему - например
здесь и еще
здесь - и наверное генералы выглядят неприглядно. Но попробуем взглянуть на ситуацию их глазами. Для начала представим психологический тип. 20 лет спустя помните? Вот д'Артаньян как раз удачный пример. Профессиональный военный. Бывший романтик, ставший циником. Глубоко и не без оснований убежден, что те кому он служит - негодяи и ничтожества. Дело свое знает, но при случае делает прямо противоположное тому, что от него хочет начальство - и не испытывает по этому поводу никаких угрызений совести. Такова жизнь (с)
А теперь вернемся в 20-й век. В ходе ПМВ у генералов особых проблем с социалистами нет. Тысячи социалистов сражаются на фронте, а те что в правительстве клянутся довести войну до победного конца - война чтоб навсегда покончить с войнами, враг ответит за все преступления и т.д. Но и дело свое тоже делают - Клемансо в 1918 даже сделал нечто невозможное. Убедил англичан и американцев воевать под общим командованием. Т.е. формально под общим, а по факту под командованием маршала Фоша. А значит теперь можно не согласовывать все действия через ничего не понимающих политиков, а воевать как положено. Командующий принял решение, штаб составил план - выполняйте. И результаты не замедлили сказаться. Немецкий фронт затрещал. И вдруг - в самый разгар успеха - начинает твориться непонятное.
5 ноября к штабному вагону маршала Фоша подъезжает немецкая делегация.
- Что вам надо, господа?
- Назовите свои условия мира.
Ответ почти по Кутузову:
- Да нет у нас никаких условий. Мы как раз хотим повоевать.
Однако же перемирие подписывается, немцы уходят домой не сложив оружия, а французская армия даже не входит в Германию. Полный слив - как сказали бы в наше время. А тут еще дипломаты начинают обсуждать 14 пунктов Вильсона Вудро, где прямо говорится о "победе без победителей". А это уже выглядит как предательство.
Газеты, впрочем, трубят о победе, о революции в Германии, о новом мире. Но французские генералы - люди рациональные, привыкшие мыслить логически, а всяческая демагогия рассчитанная на широкую публику на них не действует. Факты ведь простые. Франции не дали добить Германию. Почему? Потому что все устали от войны? Чушь. Мы от войны устали уже давно - еще в 1916 и ничего - воевали. А теперь вот и враг тоже устал - самое время добить. Да но у них революция, Вильгельм бежал... Опять чушь - не с Вильгельмом воевали, с Германией. Но у них ведь власть сменилась - там теперь совсем другие люди, социал демократы. А вот это уже ближе к истине. Значит - наши социалисты решили помочь немецким социалистам? Ну да, у них ведь интернационал. Он им дороже Франции. Предательство в чистом виде. Выходит - воевали за то чтобы привести к власти в Германии социалистов?
Далее следует Версальская конференция и Фош четко предупреждает - граница должна пройти по Рейну. Трудное условие? Ничего, нам тоже было трудно воевать, но мы свое дело сделали. Войну вам выиграли. Теперь, господа политики, уже ваша работа. Раз остановили нас и пошли на переговоры - так обеспечьте Франции безопасные границы, если не хотите опять до Парижа отступать и ждать помощи Британии. Но нет - не получилась у Клемансо граница по Рейну. Американцы не согласились. Вот тогда-то и сказал Фош свою пророческую фразу - это не мир, это перемирие на 20 лет.
А надо сказать, за эти 20 лет отношения генералов с социалистами сильно ухудшились. Социалисты экономили на военном бюджете, клеймили милитаризм, сдавали одну позицию за другой - Германии, Англии, США, СССР. И, похоже, надеялись что все их косяки выправят военные. И вот наступает сентябрь 1939. Франция объявляет войну Германии. Дипломатические усилия Чемберлена и Даладье в целом срабатывают. Гитлер вторгается в Польшу в полной уверенности, что повторится сценарий с Судетами - "бесхребетные черви" опять все примут. Даже когда ему предъявляют формальный ультиматум, он все еще не верит что это всерьез. И даже в октябре - уже разгромив Польшу - он предлагает мир. Но нет - теперь путь назад уже отрезан. Французская публика тоже в целом принимает официальную версию - мы пытались решить все миром, вели переговоры и с Гитлером и со Сталиным, но не получилось. А вот генералов обмануть не удалось. Генералы все нюансы отметают и видят дело по простому. Социалисты и англичане втянули нас в войну. Опять погубят и искалечат миллионы людей, а обвинят нас, "милитаристов". Так вот нет, не будет этого.
Война конечно объявлена - и с этим генералы ничего поделать не могут. Но как именно воевать решают как раз генералы. По законам Третьей Республики военные не подчиняются политикам - вообще. Правительство назначает начальника Генштаба, в военное время он становится Верховным Главнокомандующим, правительство может его сменить, но правительство не может ему приказывать в военное время. И приказывать через его голову тоже не может. Чемберлен блестяще втянул Францию в войну, Даладье блестяще ему подыграл - а воевать не получается. Не хотят воевать генералы. Правительство им периодически разные идеи подает - мол нельзя ли начать наступление на участке... И получает вежливый ответ. Саботаж? По сути да, а по закону придраться не к чему. Даже уже и в 1945-м так и не нашли к чему придраться. Был ли у генералов изначальный план сдать Францию немцам? Есть такая версия, но очень неубедительная. Скорее всего надеялись, что политики устанут от "странной войны" и смирятся с реальностью - подпишут мир. А генералы таким образом предотвратят никому не нужное кровопролитие.
Продолжение:
https://musashi8.livejournal.com/592594.html