Тысячелетний храм

Aug 20, 2015 23:04




Сентинский храм был построен в 967 году нашей эры, за пару десятков лет до Крещения Руси. В это время нынешняя Карачаево-Черкесия относилась к так называемой Алании, а народ проживающий на живописных равнинах и предгорьях Северного Кавказа, соответственно, аланами. К Х веку аланы освободились от хазарской зависимости и под влиянием Византии в 916 году Алания официально приняла крещение. Естественно, что в результате принятия православия в качестве официальной религии возникла потребность в строительстве православных храмов на территории только что созданной Аланской епархии. И вот, начиная с этого средневековья, Сентинский храм каким-то чудом пережил татаро-монгольское нашествие, исламизацию, Русско-Турецкую и Кавказскую войны, установление Советской власти, Великую-Отечественную, "лихие девяностые" и вполне неплохо сохранился до наших дней. Смотрим?


02. Мы ненадолго оставляем свои веселые катания на лыжах в Домбае и приезжаем к селению Нижняя Теберда (бывшее Сынты, в русской транскрипции Сенты) на левый берег реки Теберда. На дворе февраль этого года.


03. Храм расположен на высоком утесе массива Бурун-Сырт. Кто сможет рассмотреть его на фотографии ниже, тому переходящее звание "Зоркий глаз недели" и всеобщие аплодисменты.


04. Ну а мы достанем телеобъектив. Так виднее, верно?


05. Начиная свой путь к храму, не ошибитесь с мостами. Старый и более заметный мост находится в аварийном состоянии, но неподалёку найдется и действующий. Переезжаете по нему бурный поток Теберды и начинаете подъем на гору.


06. Дорога вьется серпантином и весьма живописна. Основная сложность - выступающие камни. Интересно, что еще в конце XIX века к храму невозможно было добраться даже верхом на лошади и часть пути приходилось совершать пешком.


07. В каком году сюда сделали дорогу, нагуглить не удалось, но так или иначе, мой железный конь доставил нас практически до места. Тем не менее, часть пути мы решаем тоже пройти пешком.


08. Если не какой-нибудь форс-мажор (тьфу 3 раза!), уже в сентябре я снова увижу кавказские горы, но сейчас, смотря на эти снимки, я вновь и вновь восхищаюсь этим гениальным творением природы.


09. Точную высоту над уровнем моря не знаю, но виды уже впечатляют. Тот факт, что на дворе зима, играет нам на руку - не жарко и листва не загораживает обзор.


10. Теберда стекает с Главного Кавказского хребта и впадает в Кубань с левой стороны. Река довольно многоводна, имеет очень быстрое течение и необыкновенно красивую прозрачную голубоватую воду.


11. А вот и цель нашего визита. Красотища же! Здание относится к довольно редкому типу храмов, в плане представляющих так называемый чистый (не осложненный пристройками) крест. На средокрестии покоится глава - цилиндрический барабан с восемью окнами и низкий полусферический купол, некогда увенчанный металлическим крестом. Обратите внимание на подпорную стену и склеп по соседству.


12. Полуциркулярная апсида прорезана тремя узкими окнами.


13. Сентинский храм невелик. Длина здания без апсиды составляет всего 8 м и равна его ширине, высота от пола до пяты купола 10 м. Фото с людьми для понимания масштаба прилагаю.


14. Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей, также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов - уникальная для Северного Кавказа постройка. Еще в ХIХ веке исследователи Нарышкины и В.М. Сысоев видели внутри остатки деревянных гробов и человеческие кости.


15. Оба здания сложены из блоков песчаника на известковом растворе. И все это стоит уже более тысячи лет! Нет даже трещин! Кстати, традиционно "охраняются" государством с помощью таблички.


16. Обойдя храм вокруг, чуть северо-восточнее я обнаружил интересный каменный резервуар, врытый в землю.


17. Наши современники не удержались от удовольствия заполнить его пластиковым мусором, а когда-то с помощью системы жолобов в него собирали дождевую воду.


18. Но зайдем уже внутрь. Первое на что обращаешь внимание, это насколько высоко сумели забраться вандалы, чтобы оставить свои никчемные имена на вековых стенах.


19. Прямо по древним фрескам выверенным шрифтом полный перечень мужчин и женщин, украшенный фигурной скобочкой и датой.


20. Фрески храма очень пострадали, а часть их была утрачена уже в ХIХ веке. Археолог и художник И.А. Владимиров справедливо отмечал их византийское происхождение, но в отдельных фрагментах улавливается и влияние грузинского искусства. Это вполне объяснимо: христианская Грузия была рядом, по ту сторону горного хребта и грузинские живописцы могли работать бок о бок с греками.


21. Как показали исследования ученых-археологов, Сентинская гора являлась культовым местом задолго до постройки на ней храма. Вокруг памятника, также на склоне горы обнаружены многочисленные древние погребения с предметами V-VIII вв. Сам храм построен на месте древнего языческого святилища. Об этом свидетельствует то, что в его кладке найдены каменные блоки с петроглифическими изображениями змей и геометрических узоров. Подобные факты известны: многие христианские церкви устанавливались на месте древних "капищ" или даже перестраивались из них (Вифлеем в Палестине, Джвари в Грузии и др.)


22. Наиболее подробно Сентинский храм и прилегающие территории наиболее полно изучены в 1976-1977 г. В южном притворе храма была обнаружена могила, содержавшая остатки архиерейского облачения, включая митру и золотую византийскую монету эпохи императоров Василия II и Константина. В гробницах около храма были обнаружены свинцовый византийский крест и медный набалдашник посоха в виде пятиконечной звезды и золоченые "дутые" бубенчики-пуговицы от одежды.


23. Известно, что в 1897 году в трёх верстах от храма был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь, а сам храм подвергся перестройкам. Жившие здесь монахини отремонтировали кровлю, щипцовые завершения западного, северного и южного фасадов переложили, и вместо двускатных сделали округлыми. Это исказило первоначальный облик храма. В это же время была расширена и площадь храма, монахини восстановили с трех сторон притворы, неизвестно кем и когда построенные. Сейчас в храм тоже кто-то приходит помолиться, но обратите внимание, что за фото стоят рядом с иконами: Григория Распутина, религиозное почитание которого началось примерно с 1990 года и пошло из т.н. Богородичного центра, и так же Евгения Родионова - солдата, попавшего в плен в первую чеченскую войну. Подвергаясь жестоким пыткам, он отказался от предложения переменить веру в обмен на свободу, за что был обезглавлен. В конце 2003 года было предложено его канонизировать, но в начале 2004 года Синодальная комиссия отказала в канонизации по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вёл сознательную церковную жизнь.


24. Ну, а мы выходим из храма, чтобы еще раз окинуть взглядом окрестности и отправиться в Архыз. Но это уже совсем другая история.


Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!

Горы, Заброшенное, РФ/Карачаево-Черкесия, Реки и ручьи, Фото, Экскурсовод на полставки, Церкви и монастыри

Previous post Next post
Up