Эртильский район Воронежской области не богат на достопримечательности. Но, по крайней мере, один повод для поездки туда нашёлся. Да ещё какой! Эртильский атаман, заслуженный фермер России Владимир Иванович Брежнев уже несколько лет строит на окраине Эртиля этно-музей. Да не просто музей, а целую деревеньку, где можно зайти в каждую избушку, искупаться в бане по-черному, нырнуть в пруд, заночевать на сеновале и так далее. Основная часть культурной программы, конечно, рассчитана на тёплое время года (хотя круглогодичная гостиница имеется), но от
Воронежа до музея езды всего порядка 130 км, и вот в один из выходных дней мы с Леной отправились посмотреть на такое дело.
02. На месте выяснилось, что каждое строение в деревеньке несет свою функциональную нагрузку и является отдельной экспозицией.
И конечно, главная роль отведена, скажем так, типовой крестьянской избе с русской печью и полатями.
03. В музее абсолютно всё можно потрогать руками. На этом кадре видно некогда дорогущее зеркало с серебряным напылением, в котором, кстати, почти ничего не видно. Все экспонаты заботливо собирались Владимиром Ивановичем и его женой по окрестным сёлам, приобретались в антикварных лавках и, частично, изготавливались своими руками.
04. Внутри традиционная русская изба состояла из одного помещения или комнаты, но особо зажиточные крестьяне имели также и горницу - отделяемое помещение от жилой избы сенями. Горницу назвали «светлицей» и хранили там старые ненужные предметы, т.е по сути горница выполняла функции современной кладовки.
05. Фермерскую деятельность Владимир Иванович не забросил, а даже, наоборот, умело интегрирует домашнюю живность в пространство музея.
06. Если вы помните мой
репортаж из Музея истории туалета в Киеве, то наверняка в курсе, что туалеты на Руси появились достаточно поздно. До их появления крестьяне ходили по нужде на огород или гумно. Впоследствии появились плетневые туалеты у зажиточных крестьян. Один из улучшенных вариантов туалета со стрелкой - прототип унитаза (Воронежская обл., с. В - Карачан). Опробовать застеснялись и воспользовались современными достижениями технологической мысли.
07. Есть в деревеньке и кавказская сакля. Заглянем и в неё.
08. Сельский натюрморт.
09. Дом ткачихи-самогонщицы. Одна из самых интересных, на мой взгляд, экспозиций.
10. Древние самогонные аппараты и ткацкий станок посмотрите сами, вот вам пока еще бутылей.
Помните в "Кавказской пленнице" знаменитую фразу "А что тут пить-то?"
11. Русская печь и сам хозяин обучает нас орудовать ухватом.
Кстати, в музее можно отметить свадьбу в русских традициях, заказать казачьего самогона, наварить картох, перейти 7 мостов и отправиться на сеновал.
12. Домики для гостей. Стоят на берегу пруда. Матрасы набиты сеном - запах внутри сумасшедший даже зимой!!!
13. Есть в музее и сказочный сектор для детей с центром в избушке Бабы Яги. Рядом качели, сказочные персонажи и прочее.
14. Землянка. В XIX веке в таких землянках жили строители сахарного завода (400 крестьян из близлежащих деревень), который начали возводить в 1891 году князья Орловы на пересечение берега чистой реки Большой Эртиль и скотопрогонной дороги. Строительство закончилось в 1897 году. По существу завод и явился той отправной точкой, с которой начался Эртиль.
15. До сегодняшенго дня дошло только три заводских здания. Мы планировали их осмотреть, но зимой слишком короткий световой день, а мы очень подзадержались в музее. Заглянем внутрь землянки.
16. Баня по-черному и место отдыха, совсем рядом замёрзший пруд, в который можно нырнуть летом.
17. Баня представляет собой бревенчатую избушку, в которой совмещены парная и моечная. Обогрев помещения осуществляется от костра, который горит в очаге, расположенном обычно в центре помещения под кучей камней. Трубы в бане по-черному нет, и дым из топки, пройдя через камни, аккумулирующие жар, циркулирует по помещению, обогревая стены, потолок, и затем уходит через отверстия в крыше (потолке) и стенах, а также через полуоткрытую дверь. Потолок и стены в такой бане всегда закопченные, отсюда и название бани - по-черному. Когда баня истоплена, то после полного сгорания дров оставшиеся головешки и угли выбрасывают во двор. Затем закрывают все отверстия, через которые выходил дым из очага. Баня должна выстояться час-полтора, чтобы вышел угарный газ; после этого стены окатывают водой, моют пол, полок. Для опаривания бани обязательно поддают на раскаленные камни один-два ковшика воды.
18. Сторожевая вышка с пушкой. Первая дозорная вышка в Эртильском районе появилась на одном из курганов по "Глазатовой" дороге у с. Ростоши примерно в 1675 году. За вышкой видна кузница. Так же на территории музея имеется ветрянная мельница, домик рыбака, гончарная мастерская, дом пчеловода, колодец и многое другое. К сожалению, если показывать все-все фото, репортаж распухнет раза в три, поэтому либо приезжайте посмотреть сами, либо ждите следующего (уже летнего) фотоотчёта.
19. Часть экспонатов хранится просто под навесом. И чего здесь только нет (на фото только малая часть): инструменты токарного ремесла, столярного, кузнечного, старинный сельскохозяйственный инвентарь - пароконные (для работы в конской упряжи) культиваторы и плуги, соломорезки и прочее.
20. Нашлось место и традиционному музею.
Он расположен вот в этом здании.
21. Внутри, помимо старинных вещей, встречаются и артефакты богатой личной истории хозяина: награды, документы, фото и прочее.
22. Но "исторички" преобладает.
23. Граммофон и книга отзывов, в которой отметки жителей аж 29 иностранных государств.
Приезжали к Брежневу почти все телеканалы, писали о нем и его музее в книгах, газетах и журналах, а теперь вот и до блогов дело дошло=)
24. Продукция атамана.
Очень весело рассказывал нам Владимир Иванович про американцев, покушавших его казачий самогон.
25. Прощались с Владимиром Ивановичем на закате - дома уже заскучала по маме и папе
Виктория Андреевна, оставшаяся с бабушкой.
Но твёрдо обещали вернуться сюда летом в большой компании близких друзей, чтобы опробовать баню, пруд, самогон и, конечно, сеновал!
По материалам
сайта музея.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно
связаться со мной.