Не смотря на то, что в Придонье и Приосколье насчитывается порядка полусотни пещерных памятников (которые я собираюсь посетить все), "обжиты", в той или иной степени отреставрированы и используются в культовом назначении всего пять. Это Успенский монастырь в Дивногорье, Спасский монастырь в Костомарово, Свято-Троицкий монастырь в Холках, скит Успенского Николаевского монастыря в Валуйках и Воскресенский монастырь в Белогорье. О последнем сегодня и пойдет речь. Ссылки на репортажи из остальных пещер традиционно внизу поста.
Дело в том, что муж моей любимой сестрицы Сергей как раз родился и вырос в селе Белогорье и в детстве, когда пещеры были бесхозные, излазил их вдоль и поперёк. Мы уже давно договорились с ним при случае осмотреть их вместе, что, наконец-то, и случилось в середине сентября. Нашим третьим компаньоном и по совместительству водителем стал
in_windows. Поездка выдалась насыщенной, много интересного и красивого удалось снять (часть фотографий, кстати, уже опубликована в
посте про золотую осень), поэтому дабы не травмировать психику подписчиков, мой рассказ о Белогорском монастыре будет разбит на две увесистые серии, а увиденные попутно интересности и вовсе вынесены в отдельные посты.
02. От Воронежа до Белогорья порядка 160-170 километров. Выехали мы утром, еще затемно, но будучи в этот раз пассажиром, как только рассвело, я тут же принялся расходовать ресурс затвора камеры прямо через грязное лобовое стекло.
03. Уже вёрст через 100 от Воронежа федеральная трасса М4 преображается. Местность становится весьма пересечённой (что, как видите, совсем не мешает местным коровам), появляются первые выходы меловой породы и я уже предвкушаю грядущие пусть и с натяжкой, но всё таки "горные" пейзажи, столько редкие для жителя Центральной России.
04. Дон.
Тихий, батюшка, Иванович...
Пожалуй, стоит как-нибудь написать пост, в котором собрать в кучу все свои фотографии этой великой реки.
05. Правда, что делать с вот такими фото и "людьми", которые делают такое - не знаю.
06. Доехали до Белогорья, где попили с дороги чая в доме у Сережиных родителей, а так же посетили старинный погреб бабы Наташи, сделанный из меловых блоков. О нём читайте
в отдельном посте. Далее, откланявшись, поехали к монастырю. До него от села 4 км, но мы не желаем подъезжать вплотную, Серега обещает нам незабываемые виды - бросаем машину в километре от цели и начинаем подъём на гору пешком.
07. По мере набора высоты нам и правда открываются захватывающие дух виды. Кадров я тогда нашлёпал немерено, но покажу пока лишь несколько, т.к. на обратном пути свет был поинтереснее и самые лучшие кадры окрестностей я вывешу во второй части.
08. По левую руку зажатый меловыми холмами хутор Кирпичи. Там находится монастырское подворье.
09. А по правую несёт свои воды всё тот же могучий Дон.
10. Не спеша топаем по белым меловым тропинкам, шалея от открывающегося простора.
Утро, тишина... И только снизу редкие всплески рыбы и отголоски голосов с рыбацких лодок. Да бесконечный взвизг срабатывающих затворов.
11. Радуемся и знакам золотой осени. У нас в Воронеже на тот момент всё было ещё абсолютно зелёным.
12. Тропинка, ведущая к монастырю, постепенно уводит в сторону от обрыва.
Но нет, мы хотим быть ближе к краю и бредём по высокой траве, прокладывая собственный путь.
13. Серёга не фотограф, заскучал уже, да и знакомы ему с самого детства эти места - спешит скорее добраться до монастыря и тянет нас снова на монастырскую тропку.
14. А мы что? Мы ничего. Не видно Дона? Будем фотографировать деревья, траву и прочую растительность!
15. Кстати, в 1998 году урочище "Белогорье" добавили в список особо охраняемых природных территорий (ООПТ), ввиду того, что на этих меловых склонах встречаются редкие виды растений и животных.
16. То и дело на дороге нам попадались арбузные шкурки. А вот и их источник - целое арбузное поле.
Насельники монастыря сажают бахчевые, а туристы и паломники их бессовестно съедают.
17. Наконец, добираемся и до главной цели.
Видавшая виды табличка сообщает нам о правилах поведения на монастырской территории.
18. В отличие от остальных упомянутых в начале поста пещерных монастырей, имеющих в своей истории огромные пробелы, Воскресенский Белогорский монастырь описан историками весьма подробно. Собственно, пещеры в 1796 году начала рыть некто Мария Шерстюкова, через некоторое время к ней потянулись помощники из числа местных жителей. При жизни Марии протяженность пещер достигла более 500 саженей (около 1065 метров). Но пещерные коридоры продолжали расти. Среди тех, кто помогал копать пещеры, - старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии. К концу ХIХ века общая длина пещерных коридоров составляла уже порядка 2,2 километров. К 1860-м годам сложились все условия для открытия при Белогорских пещерах монастыря: большой приток верующих, пожертвованные пахотные земли, леса, сады. В 1864 году было подано прошение, а в 1866 году монастырь был создан. Наземный комплекс построек монастыря располагался на холме, над пещерами, и складывался начиная с 1860-х годов. В конце ХIХ века здесь были церкви Воскресения Христова, Вознесения Господня, колокольня с ризницей, корпуса настоятеля и братии, гостиница, школа-приют, служебные и хозяйственные постройки. В 1915 году здесь же построили новый Воскресенский собор. Главный доход на содержание обители и братии монастырь получал от многочисленных богомольцев. Постоянно в монастыре находилось около 25 человек братии с послушниками и более 70 человек богомольцев. В начале 1918 года земли монастыря были национализированы, а в 1922 году монастырь официально закрыт. В 1920-30-е годы наземные постройки монастыря были проданы Белогорским волисплкомом под снос. Значительная часть кирпича была продана в село Саприно на застройку школы. С течением времени оставшиеся постройки приходили в негодность. Последнее сооружение - собор, было взорвано по распоряжению Павловского райисполкома в 1931 году.
19. На фото единственное наземная монастырская постройка на сегодняшний день. Деревянный сарайчик не в счет. И то здание не восстановленное, а новодел. От прежнего Воскресенского монастыря, кроме пещер (около километра против прежних двух с лишним) не осталось почти ничего. Собственно пещеры взрывали во время Великой Отечественной войны немцы, предполагая что внутри прячутся партизаны.
20. Основательница монастыря Мария Шерстюкова скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Мария и ненадолго переживший её старец Иоанн погребены на вершине пещерной горы в специально устроенных склепах. В 1920 году по поводу открытия мощей Марии и Иоанна было возбуждено уголовное дело. Из донесения явствует, что останки обоих были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. Организатором открытия мощей cтал некто Борис Михайлович Клейст, который сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря, и это было оформлено официальным договором, в котором предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот и сельхозинвентарь. Дело было разобрано показательным судом. В помещении, где проходило разбирательство, на двух фанерных щитах были вывешены останки умерших Иоанна и Марии. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Останки Марии и Ионна были безвозвратно утрачены. На фото могила последнего настоятеля обители игумена Поликарпа.
21. В 1916 году трудами монахов и сочувствующих местных жителей в меловой горе был вырыт уникальный колодец глубиною 85 (!!!) метров и диаметром более трёх. Работа шла порядка пяти лет. Как они это сделали - не представляю. В настоящее время колодец не используется. В семидесятых годах прошлого века в него спускались спелеологи. Глубина колодца на тот момент составляла уже порядка 70 метров. На дне была земля и сухие деревья. Закрывающий "жерло" колодца щит с течением временем обрушился вниз (виден на фото). Воду сейчас берут из обычной артезианской скважины.
22. Лестница, ведущая ко входу в пещеры.
Совсем скоро я увижу самую большую в центральной части России (по протяженности ходов) искусственно вырытую пещеру.
23. После более чем 80-летнего перерыва в 2004 году в пещерах была отслужена первая литургия. Белогорский мужской монастырь был возобновлен. Настоятелем новой обители стал иеромонах Тихон. Начались работы по восстановлению пещер.
24. Над одним из входов...
25. Насколько я понимаю, полузасыпанный вентиляционный канал.
26. Подвод электричества.
27. Заботливо сложенный кирпич для восстановления взорванной надвратной части.
28. Кто-то решил, что хорошо бы было, чтобы кирпич с его именем заложили в стену храма и понеслась - теперь исписан буквально каждый кирпич. Изя, Моше, Яша, Галя Тучкова, Белгород и даже просто пёс...
29. Когда-то в Белогорский монастырь в будний день приходило 50-200 человек, а в выходные число паломников возрастало до 3000 человек. Сейчас, конечно же, такого нет, но туристический трафик всё таки имеет место. Не такой как в Дивногорье и Костомарово, но тем не менее. И это учитывая, что асфальтовой дороги сюда нет, та насыпная дорога, что ведет сюда от села, появилась совсем недавно. Раньше, по словам Сергея, в сырое время года здесь трактора засаживали в топь. Группы до 50 человек доставляются по Дону на пассажирском катере непосредственно к монастырю.
30. Внутрь пещер мы зайдем в
следующей серии. Посмотрим коридоры, кельи Марии и Иоана, пещерную церковь Александра Невского, Цветную и Малую Цветную комнаты и вновь отправимся на почти стометровый обрывистый меловой склон, украшенный осенними красками. Будет интересно.
Ещё из цикла постов о
пещерах Придонья:
Дивногорье Костомарово Холки Шатрище Пещера УхоКопипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно
связаться со мной.