Пещера находится в меловой толще высокого правого склона долины реки Дон, приблизительно в 1 км к западу от села Селявное. Из всей Дивногорской группы эта пещера изучена меньше всего. Это связано в первую очередь с её труднодоступностью. Еще первый исследователь пещеры археолог Н.Е. Макаренко в начале ХХ века писал: "Тропинка, направляющаяся к пещере, приводит к маленькой площадке у самого отверстия, вид отсюда великолепен, но сердце сжимается от такой высоты и столь крутого наклона. Кажется, сделай лишний шаг, лишнее движение, и гибель неминуема".
Мы с
in_windows уже как-то по зиме пытались найти её и будучи буквально в десятке метров от неё, по ряду причин не нашли входа. Можно сказать, бок о бок с "Ухом" находится небольшая
пещера-келья "Каземат", мы забрались в неё, но вход в "Ухо", как не пытались, отыскать не смогли. И вот, побывав на/в
горе Шатрище, решили попытать счастья ещё раз.
02. По пути встретили поле подсолнухов. И хоть время было уже далеко не фотографическое, просто проехать мимо не смогли.
03. Все в курсе, что такая, казалось бы, исконно русская культура, как подсолнечник, изначально была одомашнена племенами североамериканских индейцев приблизительно около 3000 года до н.э.? В Россию семена подсолнечника завёз из Голландии вездесущий Пётр I. Первоначально подсолнух выполнял исключительно декоративную роль. Жать из него масло пришло в голову крепостному крестьянину из села Алексеевки Бирюченского уезда Воронежской губернии (сейчас город в Белгородской области) Даниилом Бокарёвым в 1828 году. Бокарёв был знаком с производством льняного и конопляного масла и решил применить тот же процесс для производства подсолнечного. Уже в 1833 году купец Папушин, с разрешения владельца Алексеевки графа Шереметьева, и при содействии Бокарёва построил первый завод по добыче подсолнечного масла. В 1835 году начался экспорт масла за границу. К 1860 году в Алексеевке было около 160 маслобойных заводов. На продажу вывозилось до 40 тысяч бочек, содержимое которых весило около 900 тысяч пудов (свыше 14 тыс. тонн). Церковь признала подсолнечное масло постным продуктом и разрешила употреблять его даже во время Великого Поста (отсюда появилось его второе название - постное масло).
04. Проезжаем излучину Дона. Солнце палит нещадно, строим планы после осмотра пещеры тоже освежиться в реке.
На заднем плане
Коротояк и крутые
меловые склоны рядом с ним.
05. Едем по верху меловых холмов. Дорога практически белая.
06. Вот те же опоры ЛЭП, но зимой, на рассвете и снизу.
07. Еще одна пара, так сказать, контр-фотографий.
Летом мы беспечно смотрим сверху вниз, и вроде на так уж и высоко...
08. Но зимой всё по-другому...
in_windows разглядели?
09. Первым делом проведали уже знакомый нам "Каземат".
10. Нет, внутрь второй раз не полезли, но воспоминания о том, как мы тогда карабкались по заснеженному склону накатили будь здоров.
11. Было около -25 по Цельсию, но к моменту заброса внутрь пещеры от меня уже валил пар, как от армейской полевой кухни.
12. Кто-нибудь заметил плавсредство на фото 10? Нам не заметить его было сложнее - посудина резво шла по форватеру, изрыгая на всю округу адские вокальные испражнения в микрофон караоке.
13. Тем временем, мы добрались до предполагаемого места входа в пещеру. Дело в том, что вход пещеру (точнее их даже два) не видны ни снизу, ни сверху. Никакой тропинки и, тем более, площадки перед входом, описанных Макаренко нет и в помине. Оба действующих входа расположены на высоте порядка 50 метров и чтобы добраться до них, нужно преодолеть скальный проход. Либо с использованием страховки, либо вот так - как человеки-пауки, цепляясь за сетку рабицу, предохраняющую железнодорожное полотно от оползней меловой породы. Некоторое расстояние можно преодолеть, придерживаясь за стальной трос, прижимающий сетку к скале, но потом всё равно придется покорячиться, до боли впиваясь пальцами в ячейки сетки. Вход в пещеру аккурат между двумя тросами. На каком-то этапе начинаешь люто ненавидеть свои неожиданно потяжелевшие фоторюкзак и штатив.
14. Еще одно фото из зимнего отчета, дающее представление о высоте и крутизне этого мелового склона.
Я стою чуть сзади ж/д-мостика, который просматривается на предыдущем фото в левом верхнем углу.
15. В семидесятые годы ХХ века пещера была обследована участниками Воронежской спелеологической секции. Они же и назвали пещеру "Ухом" по форме одного из входов, напоминающей ушную раковину. Ниже план пещеры с сайта
pro-speleo.ru. Забрались мы через вход № 2. Частично засыпанный в семидесятых вход №1 в настоящее время засыпан полностью. Над первым, если мне не изменяет память, не разрезана сетка.
16. Небольшой исторический экскурс. Весной 1851 года в эти места пришел пятидесятилетний крестьянин из слободы Щучье
Острогожского уезда Петр Курбатов. Будучи бездетным вдовцом, он решил посвятить остаток жизни сооружению пещерного храма, что называется по образу и подобию тех, что уже существовали в округе. Через два года к нему примкнул еще один крестьянин 57 лет Никифор Шатов.
17. Жили они круглый год прямо в пещере, питаясь на подаяния начавших приходить сюда богомольцев. Но настоятель расположенного на расстоянии буквально в чуть более 1 км Дивногорского монастыря, забеспокоился о потери части доходов и Воронежская Консистория написала представление в Губернское Правление о прекращении пещерокопательства. Власти отнеслись к просьбе с пониманием и передали выкопанные пещеры под надзор Дивногорского монастыря. Петю с Никифором определили туда же.
18. Ввиду своей труднодоступности "бескультурный" слой в "Ухе" меньше, чем в других пещерах, но всё равно автографов дебилов и дегенератов хватает. Особо одарённые царапают даже традиционный для подъездов "МПХ". Увидел данное обстоятельство только на фото и на вскидку подобного вандализма в других культовых пещерах не припоминаю. Имена, даты, символы, названия городов и музыкальных групп... Хотя детально все надписи, конечно, нигде не изучал. Жаль, что автор надписи в ЛВУ не упал со склона вниз и не сломал свою пустую голову.
19. Как видно из плана, пещера, в целом представляет собой полукружие, в середине которого расположена церковь. Коридоры пещеры имеют, в основном, коробовый свод, но в некоторых участках встречаются красивые крестово-купольные своды.
20. Эти гладкие отполированные своды (обычно в пещерах на стенах и потолках всё таки видны следы орудия) сразу же привлекли моё внимание и я принялся их фотографировать.
21. Через пару кадров мой фонарь (один на двоих с
in_windows, как помнят читавшие отчеты с Шатрища) внезапно вырубился. Остаться в довольно путаной пещере в абсолютной темноте было несколько неожиданно. Почему-то про мобильник в кармане я в тот момент не вспомнил. Фонарик включался на пару секунд и снова потухал. Окинув взглядом пару-тройку намеченных в голове, но не снятых ракурсов, пришлось в спешном порядке выбираться наружу.
Увы, искупаться в Дону, как задумали, не получилось. Позвонила супргуга и сказала, что у дочки температура под 40. Запрыгнули в машину и полетели в сторону Воронежа на всех парах. Потом скорая, уколы, инфекционное отделение больницы... Всё обошлось в итоге, но вспоминать не хочется. А
in_windows при покорении мелового склона обронил мобильник, так что, если поедете туда и найдёте там телефон, дайте знать.
При подготовке отчета использовались материалы Виталия Стёпкина, автора множества работ по пещерным памятникам Придонья.
Ещё из цикла постов о
пещерах Придонья:
Пещера Каземат Костомарово Холковский
пещерный монастырь Каменоломни
в Костенках - Часть I Каменоломни
в Костенках - Часть IIКопипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно
связаться со мной.