Feb 02, 2012 23:11
Признаться, я так не делаю довольно давно: не пересматриваю свежие фильмы. Но в случае с «Артистом» решил - надо. Даже не решил - чувствовал. Очень хотелось. И разумеется, я ждал DVD. Но товарищи из «Вольги» упорно настаивают: этот фильм и смотреть, и пересматривать необходимо только в кинотеатре! И я поверил им - и пошел, благо сегодня фильм показывали в Доме кино, специально для наших Артистов раньше проката, чтобы им было приятно.
Зря я это сделал.
Но перед тем как перейти к главному… Конечно, я не мог не вспомнить апрель 1998-го года, когда я также шел туда же на «Влюбленного Шекспира». Картина только-только получила «Оскара» - и была не то чтобы «настоящая толпа» (про такое применительно к Дому кино часто говорят), а реально довольно длинная очередь ко входу, с металлическими заборчиками, расставленными так, чтобы всех не подавило, и зале потом действительно сидели на ступеньках. Разумеется, я предполагал увидеть нечто подобное и сегодня - повторить, что называется, ощущения. Но надо же - нет. Главный фильм прошлого года, фаворит всех и вся показывают за две недели до проката - и довольно спокойное, даже прохладное какое-то к этому со стороны вхожих в Дом кино кинематографистов отношение. Нет, конечно, тысячный зал был заполнен - но при этом без фанатизма, с массой свободных мест, я даже удивился. Судя по всему, все другие посмотрели фильм еще на ММКФ. Те, кто не пришли по иным причинам - правильно сделали. Потому что сегодня в Доме кино показали НЕ ТОГО «Артиста».
Я тоже посмотрел на ММКФ - и благодаря этому (и судя по тому, что это был не какой-то там «левый» показ, а показ, организованный самой «Вольгой») могу сказать то, чего не знает эта тысяча людей, соприкоснувшаяся сегодня якобы с прекрасным. Фильм «Артист» был показан (и, наверное, так и выйдет в России?) в существенно ОБРЕЗАННОМ виде.
Пересказываю увиденное для тех, кто уже смотрел фильм - на том же ММКФ или в других странах. 1) Премьера фильма с участием Артиста. 2) Поклонница случайно толкает Артиста на красной дорожке, тот улыбается и их фотографируют вместе. 3) Снимок в «Вэрайэти»: «Кто эта девушка?» - и завтрак Артиста с супругой. 4) Девушка едет на киностудию, ее просят станцевать и говорят, что она подходит. «Я - Пеппи Миллер!» - говорит она Малькольму МакДауэллу. 5) Артист приезжает на студию, со всеми здоровается, выходит из гримерки, затемнение… А теперь ВНИМАНИЕ: 6) Артист встает ночью, снова приезжает на студию, которая почему-то пуста. Он проходит к продюсеру, который говорит, что теперь они будут снимать звуковое кино. Артист говорит: ну и снимайте, а я сниму свое - и уходит. 7) На лестнице он сталкивается с Пеппи Миллер, которая уже - ВДРУГ - звезда, они по-дружески беседуют о чем-то своем, нам непонятном… Далее он снимает свой фильм, тот проваливается, артист впадает в депрессию, и так далее, и так далее…
То есть, нет больше ни очаровательной сцены с ножками, ни блистательного эпизода с тремя дублями, в которых восхитительно передано рождение симпатии между героями, ни гениально «фишки» со стукнувшим стаканом…
Теперь объясняю для тех, кто фильма не видел: между пунктом 5 и пунктом 6 ПРОПУЩЕНО, наверное, минут 15-20 - причем именно тех минут, которые и составляют НАСТОЯЩУЮ славу фильма. Пропала не просто вся комическая часть картины, во время которой зритель втягивается в происходящее и, от души смеясь, «покупается» на рассказываемую историю. Пропал не просто целый логический кусок, объясняющий, как и почему Пеппи стала звездой (теперь она просто - стала и всё), как возникла ее дружба с Артистом и почему, собственно, она ему потом помогает. Пропало то, благодаря чему мы начинаем ЛЮБИТЬ этот фильм и этих героев. Пропала вся его эмоциональная составляющая. Вместо комедии с элементами мелодрамы осталась только Трагедия. И это тоже, конечно, сюжет - но сюжет уже не про того Артиста. Этого артиста, такого, как здесь, мы уже не любим: нам не за что его любить, потому что мы о нем почти ничего не знаем - за исключением тех сцен, что остались в самом начале.
Это теперь совсем ДРУГОЕ кино. Идет оно час двадцать - и я в жизни, наверное, не испытывал такого РАЗОЧАРОВАНИЯ.
Впрочем, нет - есть один отчасти похожий пример, связанный тоже с оскаровским фильмом и тоже с Домом кино. «Красоту по-американски» я в первый раз смотрел в Доме актера, на фестивале «Лики любви». Набралась молодая публика и попался очень хороший переводчик (или даже переводчица?), который очень четко ловил и передавал интонации и шутки. Благодаря этому фильм воспринимался легко, зал смеялся - и в итоге картина показалась прекрасной, веселой комедией, только, к сожалению, с трагическим финалом (хотя и он отнюдь не воспринимался так уж трагически). Спустя два месяца, уже после «Оскара», я пошел пересматривать фильм в Доме кино - и тут уже сразу не задалось. Нет, в том случае фильм сам по себе был тот же самый. Но был другой перевод и другая совершенно АТМОСФЕРА. Вокруг меня сидели, в основном, одни ветераны - и они уже не смеялись, они тягостно молчали, и фильм в итоге вышел очень-очень грустным, такой суровой, глубоко печальной и точно совсем не смешной драмой.
Этот пример для меня очень характерен вообще по отношению к тому, что это значит - смотреть фильм в кино. Ведь известно, что одним из главных «плюсовых» качеств просмотра в кинотеатре является не только большой экран, но и атмосфера зрительного зала, тот факт, что ты смотришь фильм не один, а воспринимаешь его вместе с другими. Смеются все - смеешься и ты, но если все молчат - ты, скорее всего, тоже затаился.
Так вот, в том, что во второй раз я увидел совершенно другую «Красоту по-американски» «виноват» зал, настроенный воспринимать картину иначе, нежели та публика, вместе с которой я ее смотрел впервые. Но в случае с сегодняшним «Артистом», когда зал тоже практически не смеялся (ибо было практически негде) и вместе с фильмом всю дорогу молчал, виноват уже не сам «Артист», а те, кто сделал его сегодня таковым. Те, кто обрезал ему яйца - превратив прекрасного мужика в безвольного кастрата.
Так что спокойно качайте из сети ПОЛНУЮ версию фильма, благо там она уже появилась.
лучшие фильмы на свете,
Дом кино,
негодования,
Артист,
Вольга,
мы пираты,
знаете ли вы,
ММКФ,
возмущенности,
Оскар