Что такое Манжерок

Sep 20, 2016 14:01

Даже названия придумывать не пришлось, о как!
Манжерок - это прежде всего одно из считанных местообитаний водяного ореха в Западной Сибири и единственное достоверное в Республике Алтай (снято там, но не сейчас):




Он даже описан как особый микровид Trapa pectinata. А еще это озеро с самой богатой фауной стрекоз из тех, что я видел в Сибири (32 вида).
Если я что-то в своей жизни и могу назвать открытием, то это открытие мною в 1982 г. восточноазиатской стрекозы Sympetrum croceolum на Манжерокском озере. Фото очень не очень и не на кувшинке, все они были сделаны мною в доцифровую эпоху




Наш преподаватель зоологии беспозвоночных и начальник экспедиции привез нас троих в Манжерок, договорился о покосившейся лачуге метра в полтора высотой с грибами на стенах и сараем в качестве дров и повелел за чуть менее чем два месяца "узнать все о стрекозах Манежерка" (отметим неправильное склонение, нужно "Манжерока"). Я решил начать с учетов на транссектах и хронометража поведения стрекоз, чем и закончил. Месяц мы были втроем, еще недели три - вдвоем. Один вставал в 5 утра и шел 2,5 км на озеро хронометрировать. Второй вставал как ему приятно, варил еду, завтракал и шел на озеро подменять первого, тот шел обедать, возвращался на озеро, и вечером мы возвращались, варили еду и ужинали уже вместе. Через чуть больше месяца такой праведной научной жизни на озере мироздание выписало мне премию в виде стрекозы, которой, во-первых, не могло там быть, и которая, во-вторых, похожа на оживший кусок пламени. Все это я понял в ту же секунду, когда увидел первую, а вечером уже определил ее до вида ("в Приморье не севернее озера Ханка", ага). Стрекоза жила лишь вдоль труднодоступного топкого берега, выплаживалась последней из всех, начиная с 5 августа, и отличалась от всех прочих тем, что сидела в основном посреди листьев кувшинок. С тех пор другие нашли ее в Западной Сибири всего в трех еще местах, из них два труднодоступных, а одно - практически в центре Новосибирска, на Горской пойме, но там видели три особи только однажды в 2000 г. но ни до, ни после. На Манжероке же я ее находил в нужный срок всегда, а именно 20-21 августа 1994 г. и 8 сентября 2001 г. (была второй по численности). На Дальнем Востоке он оказался широкораспространенным до Амурской области. Я полагаю, что этот восточный вид проник к нам во время климатического оптимума Голоцена около 5 тысяч лет назад.

Давно настало время подтвердить недавнее его проникновение молекулярно, и один наш товарищ как раз занялся спейсером между консервативными гистонами у стрекоз. И хотя в этом году я пресытился поездками, все же поехал. На один день, прошлую пятницу, 16 сентября. Благо, самый теплый год в истории наблюдений принес сентябрьскую жару.


.

Ко мне любезно присоединился энтомолог из горно-алтайского университета П.М., без него я вряд ли бы выполнил задачу. Было действительно жарко.





Озеро стояло очень высоко - все же его уровень сильно подняли двумя дамбами со времени моего на нем сидения. Водяного ореха было очень мало, как и в 2001 году и не то что в 1982, когда он покрывал поверхность у берега ковром. Также и в илу его рогулек почти не чувствовалось, а раньше весь ил был пронизан. По топкому берегу раньше была качающаяся осоково-папоротниковая сплавина со сфагнумом и даже росянкой, вдоль которой шла рыбацкая тропа - местами проваливаешься в грязь по пояс, но пройти можно. Сейчас из-за подтопленных стоков он совершенно недоступен, сплавина почти вся исчезла под водой, так что берег образован затопленным ивняком с небольшими кусочками осоковой сплавины. Стрекоз было мало, шести видов, кроцеолума не видно совсем, я совсем было приуныл. Мы обошли озеро кругом, в одном месте я продрался сквозь ивняк к топкому берегу и продвинулся по нему чуть-чуть, частично на четвереньках. Близ южного конца появилась дорога, стройка прямо на берегу, и основательный рыбацкий пирс сквозь болото к воде, откуда оказалось возможным выйти на кусочек сохранившейся сплавины. Там я таки увидел кроцеолума, который, как положено, сидел на кувшинках и как обычно был пуглив и летал мощно, но в целом возвращался. Снять не удалось.

В самых дебрях противоположного берега, под самой первой высокой горй Алтая Синюзха, которая и улавливает влагу для озера, Петру пришла в голову гениальная идея - арендовать водный велосипед.





Мне бы и в голову не пришло, хотя они - вот они. В результате я освоил еще один вид одонатологического трапспорта. Мы подошли к противоположному топкому берегу, нашли второго самца кроцеолума, я десантировался в топкий ил и поймал его. Я так понимаю, что в этот теплый и солнечный год они уже закончили свой жизненный цикл (хотя в Японии иногда доживают до весны!) и я поймал самых последних самцов.

Что еще было нового? На твердом берегу появился культурный пляж с увеселениями, но в целом твердый берег сильно зарос и стал менее доступен, что не может не радовать. (А топкий берег - так и вообще недоступен). Дуб ушел из посадок вдоль твердого берега (в них сейчас было много соек) и пошел в леса уже основательным подростом. На топком берегу неожиданно обнаружилась изрядная бобровая хатка - и здесь они!:



А еще я словил шистозомный дерматит / церкариоз / зуд купальшиков. 84 входа на многострадальной левой ноге и 29 на правой. Выглядит похлеще, чем в википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B7, причем они и сейчас, на четвертый день, немногим меньше):



И это притом что в озере обычно масса купальщиков купается невозбранно. Но это я забрел в какую-то локальную лужицу на топком берегу. Странно, окончательный хозяин - водные птицы, а я за весь день видел всего трех уток. В человека церкарии вбуравливаются и тут же погибают, от человеческих шистозом, которые остаются живы, такого зрелищного эффекта нет - сам убеждался. Все же любят меня шистозомы! В Камбодже, судя по всему, дважды словил Shistosoma mekongi или S. japonica в Камбодже (самодиагноз, но самолечение помогло, в отличие от инфекционки, где я встретил свое пятидесятилетие и очередное новосибирское землятресение) и, возможно, бильгарция в Эфиопии (с любезной помощью twincat принял меры). Зуд купальщиков ловлю в третий раз - до того в 1983 г. в бывшей Кокчетавской области, затем в 2006 г. в оз. Черное в Новокузнецке, и вот теперь здесь. Кстати, очаги воспаления чешутся слабо, а более всего чешется на первое утро, когда они еще представляют собой прозрачные пузырьки - как от транзиторной крапивницы, но калиброванного размера. В Новокузнецке на вершине каждого из них, в точке входа церкарии, было еще по кристаллику засохшей лимфы, но сейчас не было.
Так я выполнил свой нелегкий молекулярно-биологический долг.

дневник, наука, жизнь, бобры, фото, разнообразие, что было, места

Previous post Next post
Up