Коммунисты любили химичить с переводами. Например, Лейбористская партия Великобритании, но Партия Труда Анголы. Партия А. Гитлера переводилась как Национал-социалистсткая. Вот такая шкала была по идеологиям и движениям, связанным с корнем "нац", от хорошего к плохому: национально-освободительное движение -> национализм -> нацизм. Однако же, я подозреваю в переводе названия партии Гитлера очень большой подвох.
Понятно, что пытаясь замазать идеологическое единство Российской социал-демократической партии (большевиков) и Германской "национал" социалистической рабочей партии, социалистическая переводили как социалистская. Но что означает слово "национал"? Нет такого слова в русском языке.
Смотрите, есть Национальный институт статистики Испании. Означает ли, что он занимается статистикой национальности "испанец"? Или Национальная гвардия США. Берут ли туда только граждан с национальностью англосакс? Ведь не называется же гвардия State, т.е. государственная, значит, она все ж таки имеет отношение к национальности ее членов или объектов защиты (guard -- защита)?
Когда мы заполняем анкету на визу, то там есть пункт Nationality. Распространенной ошибкой является писать в нем "тунгус". Но для россиян, например, оказывается, в пункте Национальность нужно всегда писать Russian. Сюрпиз, вот вы чеченец, а при выезде за границу всякий раз приходится писать "Русский". Ну, то есть вы поняли. Nationality в латинских языках всегда означает гражданство. National всегда означает "общенациональный", "общегражданский", "общегосударственный".
Таким образом, название партии тов. Гитлера правильно переводится как Общенациональная социалистическая рабочая партия Германии. Национал от слова "нация", а не "национальность" и не "этнос". Таким образом, нацист также происходит от слова "нация". Это значит, что нацист -- он за многонациональную германскую нацию, а не за этнос "немцы". И в этом есть логика. Германия как страна молода. Этноса "немец" не существовало в 20-е, не уверен, что и сейчас он есть. Были баварцы, пруссы и пр. Адольф Алаизович по национальности был вообще австриец, почти славянин. И чего бы ему быть националистом, да еще немецким? Это как если бы абхаз стал грузинским этнонационалистом.
Итак, в основе национал-социализма вероятно стоит не этнический национализм, а идея нации, как объединения жителей страны, и социализм, как идея справедливого устройства этой страны. Таким образом, идеология может называться общегосударственный социализм, что неточно, поскольку нация и государство нетождественны. Или общегражданский социализм, что тоже не совсем точно. Но оба этих варианта нужны для понимания того, что нацист -- это не националист, а державник.
Державная социалистическая партия Германии -- вот такое приближение можно придумать, чтобы избежать слова национал, запутывающего, прячущего ключевую идею. Т.е. это социализм не демократический, он во главе угла ставит не народовластие, а пользу нации. Ну а Адольф Гитлер у нас автоматически становится державным социалистом, близко к русскому державнику Сталину. Кстати, лидер немецких рабочих обижался на большевиков, говоря, что они отняли у него слово "социализм". "Это я социалист, а не Сталин!", -- частенько кричал Гитлер в свойственной ему истеричной манере.
А теперь отвлечемся от нациков, и переместимся в Италию, к фашикам. Был такой видный деятель рабочего движения тов. Бенито Муссолини. Член социалистической партии Италии, редактор социалистических газет. Социалист, революционер, который как положено всякому приличному социалисту тех времен, прятался от власте
й в эмиграции, в Швейцарии, конечно. Даже есть версия, что встречался там с Лениным. Писал статьи про свержение буржуазии, был последователем Бакунина, будто бы человека №2 в марксизме. И вот этот социалист, как всякий партиец, в какой-то момент разлаялся с коллегами, и, чтобы выделиться, спозиционироваться, назвал свою партию иначе -- фашистская партия Италии. Что такое "фашизм"? Это опять объединение, пучок. И это опять державность. Другими словами итальянский державный социализм назывался "фашизм".
А теперь к большевикам. Идеологом большевизма, как известно был тов. Ленин. Большевизм был, как и фашизм, придуман в эмиграции, когда члены одной из сотен социалистических партий разлаялись друг с другом. И чтобы отделиться, спозиционироваться, добавили к названию партии букву "б". Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков).
А что такой социализм? Опять слово не перевели на русский. Социализм это про социум, т.е про народ, где народ противопоставляется аристократии, элите, а коллектив, масса противопоставляется индивидууму, личности. Наиболее близким переводом было бы народничество, народность, или общество, общественность. Партия тов. Гитлера у нас бы перевелась как общегражданская народная рабочая партия. Или как державно-народная рабочая партия. А партия тов. Ленина перевелась бы как российская народно-народовластная рабочая партия, или общественнистско-демократическая рабочая партия.
Суть социализма, как известно, состоит в отъеме денег у богатых и передаче их бедным. Например, за счет сверхвысоких налогов и прогрессивной шкалы. Т.е. в нивелировании экономических успехов отдельных личностей, выравнивании потребления, получения благ людей, их социального статуса, независимо от их личных усилий и личных качеств. В фундаментальном социализме отдельной личности не дозволяется иметь бизнес. Весь бизнес принадлежит государству и управляется чиновниками, добытые в нем блага также распределяются чиновниками.
Немного про Ленина и его идеологические метания. Ленин позиционировал себя фундаментальным марксистом. Все его многочисленные книги написаны примерно по одному шаблону "Сволочь [имя] написал пост статью на такую-то тему. Однако, как писал Маркс [много цитат], следовательно сволочь [имя] есть сволочь". Маркс и Энгельс, как известно, не были социалистами. Они были коммунистами. Коммунизм происходит от слова коммуна. Это термин из области европейского ЖКХ, коммуна -- это вроде муниципального района. Место, где живут люди и организация этих людей. Перевести слово можно (и нужно) как община, а идеологию как "общинизм".
Краткая суть коммунизма, или "общинизма". У отдельного человека нет никакой собственности. Страна (мир) устроена так -- есть множество общин, каждая из них владеет какими-то средствами производства -- заводиком, землей. Человек живет и работает в общине. Денег нет, общины обмениваются с другими общинами своими продуктами по бартеру. И делят между членами общины все необходимое. При этом, за счет того, что эксплуататоров, присваивающих прибавочный продукт, нет, производительность труда и справедливость распределения неимоверно вырастают. Наступает всеобщее изобилие.
Каждый человек бесплатно получает все что ему нужно -- "каждому по потребностям". Но, свобода есть осознанная необходимость (с). Создан новый человек, с встроенной сознательностью. Он без всякой мотивации работает на пределе сил ("от каждого по способностям"), и, как мы догадываемся, не берет на сладе последнюю банку черной икры, а сознательно останавливается на баклажанной. Естественно, что при коммунизме нет государства, ведь оно есть инструмент насилия правящих классов, а классы отменены. Т.е. нет ни правительства, ни армии, ни полиции. Что немаловажно, нет и семьи, жены общие, дети воспитываются общиной.
Наиболее близкой имлементацией идеи стали израильские кибуцы. Там не отдельные люди, а община владеет землей, техникой и инструментами. Все обедают в общей столовой, еда одинаковая. Всем выдается немного денег на личные расходы, поскольку вокруг капитализм. Кибуцы возникли на волне национального, патриотического, религиозного энтузиазма, а сейчас тихо умирают. Выглядят со стороны они ужасно.
Так вот, самоочевидный идиотизм "коммунизма" привел к тому, что сразу после взятия власти, большевики перешли к более простому варианту страностроительства -- социализму. То есть, отъему благ у успешных людей в пользу чиновников и распределению этих благ по усмотрению чиновников. Естественно, что для отъема прав и имущества у граждан требуется мощное идеологическое обоснование. Обоснование это состоит в ключевой идее всех разновидностей социализма -- общественное выше личного, коллектив главнее личности. В реальности, это конечно требует резкого, стократного усиления инструмента насилия -- государства. Таким образом, практический социализм -- это сверхгосударство. Такое государство, которое управляет всеми бизнесами, культурой, искусством, средствами массовой информации, воспитанием детей, взаимоотношениями в семье. Другими словами, социализм -- это власть чиновников.
Именно эти признаки являются общими в трех разновидностях социализма первой половины ХХ века -- нацизме, фашизме и большевизме. Главный признак социализма -- идея супергосударства, с централизованной, единой, вертикальной властью чиновников. В пределе это абсолютная власть чиновников над всем сущим -- государственная идеология, государственная культура, государственный бизнес, государственный контроль над семьей.
Почему главной виной Гитлеру вменяется расизм и национализм? Он убивал евреев и цыган. Но он также убивал гомосексуалистов, либералов, коммунистов, инвалидов детства. В Майн Кампф Гитлер, кстати, декларирует самые настоящие интернациональные идеи. Например заявляет, что англичане должны бы объединиться с немцами. Расизм Гитлера, который невозможно отрицать, это все же частный случай выделения врагов идеи супергосударства. Некоторое самостоятельное сообщество, которое невозможно контролировать, поэтому нужно уничтожить.
Ленин в реальности был антикоммунистом, не говоря уже о Сталине, пещерном антикоммунисте. Оба они предали Маркса. Мао и Пол Пот в сто раз большие марксисты. Ведь коммунизм -- это некий вариант анархизма, современное либертарианство по сравнению с ним -- тоталитарная идеология. Помните, марксовый коммунизм -- мир самоуправляющихся деревень, кибуцев. Энгельсовский коммунизм -- мир свободного секса и детских домов для его плодов.
Самая сильная идеология прошлого века -- сверхдержавность, или нацизм, от слова нация, или фашизм, что есть метафора того же, или советизм, большевизм, слова без семантики, но означают тот же нацизм. Нация, объединяющая всех людей, живущих в стране, сплочена, едина, и управляется единым мозгом -- партией. Партия объединяет наиболее креативных, энергичных и целеустремленных людей, связанных елиной идеологией, общей верой. В ней царит дисциплина, централизм, самоотверженность и преданность. Партией управляет абсолютный авторитет, двигатель -- вождь.
Вождь партии есть вождь всей нации. Он задает общенациональные цели, ядро нации -- партия, начинает планировать и управлять их реализацией. Государство -- инструмент партии, как отлаженный, смазанный механизм, запускает неостановимый, сверхэффективный процесс выполнения поставленных партией конкретных задач, сметая на своем пути все помехи. Весь народ, объединенный общей идеей, единым управлением, верой в вождя бросается в бой, не думая о личной и семейной корысти, а мечтая о процветании нации, общества, страны в целом. Такая нация может свернуть горы.
Личность в этой идеологии важна постольку, поскольку она полезна для сущности более высокого порядка -- коллектива, народа в целом, нации, общины. И бесполезна, и даже вредна, если не разделяет общегосударственных взглядов, не участвует деятельно в кормлении и развитии организма более высокого уровня -- нации.
А ведь и правда, если мы все сами по себе, то мы веточки, которые легко сломать, а если мы объединены в пучок, фашину, то нам горы по колено. Мы можем строить огромные электростанции, преобразовывать природу, строить города на Марсе. Смерть одного человека, или даже миллиона человек во имя сверхсущества -- нации, не может нанести этому существу урона, а наоборот, делает его сильнее. Совершенно очевидно, что четко организованное общество более эффективно может решать любые задачи, чем хаос демократии, где каждый за себя, где нет общих целей. Где конкуренция приводит к неравенству, зависти, дублированию работ и распылению ресурсов.
Вот почему идея сверхобщества, с его инструментом насилия над отдельными личностями и общностями -- сверхгосударством, так живуча. Например, "евросоциализм" -- эта софт версия хард социализмов Муссолини, Гитлера и Ленина-Сталина, это та же идея передачи власти чиновникам для постоянного разравнивания людей. Чиновники в "социалистических" северных странах Европы отнимают до 80% дохода человека, которому удалось научиться зарабатывать много, и тратят его на велфер тем, кому не удалось. Они командуют воспитанием детей, поведением людей. И в стране порядок, равенство и гармония. Организованное государство против хаоса частной инициативы.
Маленькой проблемой является то, что селекция равных приводит к обратной эволюции. После того, как кратковременный период идеологической самомотивации проходит, вышибание "победителей" при поддержке "лузеров" даже чисто теоретически обязано породить народ посредственностей, посредственную страну. Прогресс замедляется. Вожди становятся вождями народов-лузеров. Такие страны не могут процветать без технологических доноров. Социалистические нации становятся либо паразитами либо нищебродами. Такой вот урок прошлого века, который не впрок.