Харбин, старообрядческий Петропавловский собор. (часть 2)

Aug 10, 2015 17:26

Так как мой дед, Панкратов А.Л. (1900-1996), после революции оказался в Харбине, то ета тема мне крайне интересна! О старообрядческом соборе Петра и Павла в Харбине, информации не так уж и много, тем она и ценна! Тем более, в етом году, 90-лет основания.
Ранее уже писал о нем- http://mu-pankratov.livejournal.com/262057.html
О настоятеле храма о. Иоанне Кудрине http://mu-pankratov.livejournal.com/311516.html
Немного о своем деде- http://mu-pankratov.livejournal.com/171142.html

Наткнулся на фото Ивана Шевнина, похоже что он там недавно побывал.
Фотографии из журнала "Рубеж" 1933.











Епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Иосиф (Антипин). Фотография его харбинского периода.



Фотография из журнала "Дальневосточный старообрядец". Сделана вероятно в 1923г или 1924 г



Карта Харбина 1931 г. Если внимательно посмотреть на увеличенную карту, то можно найти и "Питомник К.В.Ж.Д." и ул. Садовую и Ляоянскую в Новом городе, на пересечение которых находился Петропавловский храм, недалеко от Соборной площади. Место храма обозначено крестом.



Так выглядит место в июне 2015 г., которое в 1930-е называлось "Питомник". Сейчас здесь "Детский парк" Если искать место Петропавловского храма на карте Харбина тех лет, этот "питомник" хороший ориентир.



Если подниматься по Ляоянской улице вверх от "Питомника", то по левую руку был бы Петропавловский храм.



Вот так летом 2015 г. выглядит место Петропавловского храма в Харбине по ул. Ляоянской д. 10.



Статья Ивана Шевнина.
СТАРООБРЯДЦЫ В МАНЬЧЖУ-ДИ-ГО И КИТАЕ В КОНЦЕ 1930-ГГ: „ПОЧЕМУ ПОЛЬСКОЕ КОНСУЛЬСТВО ИНТЕРЕСУЕТСЯ МЕСТНЫМИ СТАРООБРЯДЦАМИ”(Извлечение из доклада на конференции "Старообрядцы в зарубежье.История. Религия. Язык. Культура". 6-8 сентября 2012 г. в Институте славянской филологии Университета им. Николая Коперника в Торуни).

...В конце 1922 года в Харбин прибыл из Владивостока после эвакуации Белого Приморья о. Иоанн Кудрин, которого избирают настоятелем прихода харбинцы и потом его в этом вл. Иосиф утверждает. По его инициативе, вновь возбуждается ходатайство по приобретению собственного земельного участка для постройки постоянного храма перед земельным отделом КВЖД, возглавляемым тогда Н.Л. Гондатти. Земельный Совет затребовал документы о легализации прихода гражданскими властями. Тогда же разрабатывают устав, который утверждает вл. Иосиф. И в августе 1923 года гражданские власти регистрируют старообрядческий приход в установленном порядке. Получив требуемое, земотдел написал доклад в Правление об-ва КВЖД о предоставлении земельного участка для постройки старообрядческого храма и причтовых квартир. Летом 1924 года Совету Харбинского старообрядческого прихода предоставляется долгосрочная аренда участка размером 896,28 кв.м. под постройку. Основным фондом в начале для постройки храма послужили крупные пожертвования Ф.А. Гордеевой, А.Н. Первушиной [ГАХК. Ф. 831. Оп. 2. Д. 29. Л. 37.]. А также старообрядческий причт получил субсидию в размере 2300 золотых рублей из кредита по Церковному Совету КВЖД ещё при старом досоветском порядке управления железной дорогой. Во время строительства Управление КВЖД выдало со складов дороги строительные материалы в немалом количестве. Весной 1925 года для продолжения строительных работ вл. Иосиф, при новой советской администрации КВЖД, вынужден был отдать свои сбережения в сумме 2500 иен, также часть средств внесли о. Иоанн Кудрин и прихожане по подписке. 18 августа (ст. ст.) 1924 г. состоялась закладка храма, а 22 июня (ст. ст.) 1925 г. храм во имя Св. Верховных Апостолов Петра и Павла был освящен вл. Иосифом в сослужении протоиерея И. Кудрина и священноиерея И. Старосадчева. Ликованию Харбинских старообрядцев не было предела. Епархиальный собор располагался по улице Ляоянская, дом № 360 (затем № 10).
В ежегодниках «Весь Харбин» в разделе «Административный указатель» за 1926 и 1927 гг. старообрядческая Петропавловская церковь значится в Корпусном городке (4-я улица 10). Настоятелем служит священник Кудрин И. Г., церковным старостой Плотников И. Г. Указывалось, что при церкви проживает епископ Иосиф Иркутско-Амурский и Всего Дальнего Востока. Богослужения в церкви совершаются епископом, в сослужении настоятеля. Также указывается вновь открытая Петропавловская церковь в Новом городе по адресу угол Ляоянской и Садовой. В 1927 г. в разделе «Список домовладельцев» уточняется адрес: Ляоянская улица (Новый город) (Ляо Ян-цзе) от обрыва за Садовой улицей до Нагорного проспекта. Левая сторона, дом 360. Храм Харбинского Старообрядческого общества [Тернавский 1926: 109; Тернавский 1927: 230].
В 1933 г. журнал «Рубеж» писал, что «на Ляоянской улице, почти на окраине Нового Города, над спуском с горы к зеленеющему питомнику, - возносится строгий купол небольшого старообрядческого храма. При храме живёт и настоятель его, энергичный, живой, горячо любимый прихожанами прот. о. Iоанн Кудрин». [Рахманов 1933: 16-17].
Церковь не была построена так, как строили церкви, а представляла собой большой дом, под крышей которого находилась и сама церковь и жилище для священнослужителей, только над церковью возвышался купол с крестом. Церковь была большая, очень светлая, убранная внутри скромно и строго [Авенариус, Таиров, Золотарёва 1979: 141].
Существует начертанная рукой о. Иоанна Кудрина схема плана Харбинской Старообрядческой церкви и служб, находящихся во дворе храма, которая хранится в Национальном архиве республики Бурятия (НАРБ). Само здание является Г-образным в плане. Меньший рукав - это помещение храма. В больший рукав входит коридор; архиерейская квартира из двух комнат; квартира настоятеля из одной большой и трёх небольших комнат; квартира, сдаваемая в наём из трёх комнат; и сторожка. Во дворе находился большой флигель, состоящий из двух комнат, который занимал старший сын о. Иоанна; коровник и ледник настоятеля; кладовка для нанимателя квартиры; и гараж, в котором хранилась ночью машина председателя церковного Совета К.А. Семёнова. Это скорее комплекс, чем просто храм. И этот комплекс весьма необычен. Всё говорило там о практичности и основательности хозяев. Сохранились официальные описания Петропавловского храма конца 1930-х гг, в которых указан изменённый адрес как Ляоянская, дом 10. Храм занимал земельный участок размером в 1911, 94 кв. м. Участок получен от КВЖД 12 июня 1924 г. (постановление Правления Общества КВЖД от 27 мая 1924 г.). Храм каменный одноэтажный, с печным отоплением вместе с квартирами причта имел площадь в 254.03 кв. м. Вмещал до 200 человек. Богослужение в храме совершалось на славянском языке. Существовал храм на добровольные пожертвования. Присоединения к вере были очень редки и совершались больше всего из старообрядцев-беспоповцев, молокан, редко из официального православия. Был случай присоединения еврейки. Прихожан числилось 370-380 человек. [ГАХК. Ф.831. Оп. 2. Д. 29. Л. 36, 37.]. Второе описание даёт размер участка земли в 1911.920 кв. м., а площадь храма указывается в 157.050 кв.м., площадь же квартир для обслуживания храма как 158.230 кв. м. Существовал на ежемесячные взносы и добровольные пожертвования. Всего священнослужителей было 2 человека - протоиерей и псаломщик. При храме имелись 3 человека певчих и 1 сторож. Хозяйственной частью храма заведовал Церковно-приходской совет из 5-ти лиц, выбираемых Общим собранием прихода сроком на 3 года. Отчёт осуществлялся ежегодно на общем собрании через Ревизионную комиссию. Прихожан в 1938 г. было 98 семей - 113 мужчин и 117 женщин, всего 230 человек; в 1941 г. - 234 человека [ГАХК. Ф. 831. Оп. 2. Д. 29. Л. 38.].
Псаломщиком в Петропавловском храме служил о. Иоанн Старосадчев до сентября 1929 г.
Председателями Харбинского приходского Совета были: 1917-1921 гг. - М.В. Иванов; 1921-1923 - Г.П. Фетисов; 1923-1924 - А.И. Дулисов; 1924-1930 - К.А. Семёнов; 1930-1935 - А.С. Утенков. В 1928 году церковный староста - И.Г. Плотников, секретарь Совета - Л.В. Ширяев.
В Петропавловском храме богослужения совершались истово, «по-древнему». Правила для прихожан были строгие: женщины должны были приходить в церковь в сарафанах или в скромных платьях, с платками на головах, с закрытой шеей; мужчины же, по возможности, - в чёрных кафтанах. [Авенариус, Таиров, Золотарёва 1979: 141].
Н. Рахманов посетил Петропавловский храм летом 1933 г. Свои впечатления он описывал так. «С каким-то особым чувством вступаешь в этот храм. Ведь, так, как молятся здесь, - молилась древняя Русь, Русь великих князей-собирателей, Русь царей московских. Теперь, когда не осталось ни Россiи, ни прошлaго, - память об этом мучительно-дорога.
Даже на неопытный взгляд сразу же видна разница в церковной живописи. С иконостаса глядят на вас строгие лики Спасителя и святых, написанных в византийской и старо-русской манере. В ликах строгость, четкость, аскетизм...
И думаешь с замиранием сердца:
- Ведь, точно такие лики смотрели со стягов войска Дмитрия Донского в туманное утро Куликовой битвы, и подвижническия черты их отражались в зарозовевших струях Непрядвы...
Ни нежности в них, ни утешения. В них, в ликах этих, - призыв к мужеству, к подвигу, к борьбе за Русь Великую, за просторы ея и волю...
Верно, такия же лица были и у тех иноков-воинов, которых преп. Сергий послал к великому князю, чтобы послужили они кровью своею за веру и отечество:
Вот какия мысли приходят на ум, вот какия чувства волнуют душу, когда вступаешь в этот маленький храм древняго русскаго благочестия.
Среди икон есть несколько очень старинных, однако краски их свежи и ясны, как будто бы писали их всего лет пятдесят тому назад...
- Тогда краски делали не на масле, - поясняет о. Iоанн, - а на яичном белке. Потому и не тускнеют оне..». [Рахманов 1933: 16-17].
Поле деятельности настоятеля о. Иоанна Кудрина было неограниченное, ему помогали члены его семьи. Все они вместе с прихожанами безвозмездно принимали активное участие в жизни церкви: убирали и украшали церковь, читали и пели во время богослужений [Авенариус, Таиров, Золотарёва 1979: 141]...

история, Харбин, Панкратовы, белокрыницкие, старообрядцы

Previous post Next post
Up