Барнаул.1919 г. видео + фото + маленько о родне.

Mar 19, 2013 16:44

Наткнулся на шикарную хронику 1919 года. Можно посмотреть на Барнаул, глазами моего деда Панкратова Александра Львовича. Ему как раз исполнилось- 19 лет и его забрили в солдаты колчаковских соединений. В конце хроники, показан парад... может и он там марширует. Прям комок в горле...

image Click to view



Съемка сделана в 1919 году в самый разгар Гражданской войны.В декабре 1917 года в городе была установлена Советская власть, продержавшаяся лишь до лета 1918 года. 18 июня Барнаул был взят белогвардейцами, установившими в Барнауле власть Временного правительства.Год спустя неизвестный оператор запечатлел несколько городских зарисовок: кипящую жизнь на улицах города и панораму Барнаула; вид на городской пруд и сереброплавильный завод, последствия пожара 1917 года и лагерь военнопленных(предположительно находившийся на территории современных пл. Сахарова), чешский бронепоезд и раненных солдат, а также парад войск на Соборной площади.
9-11 декабря 1919 года Барнаул был взят партизанской армией Ефима Мамонтова.

Точно не скажу, сколько лет деду на етом фото, но предположим что 19-ть.
В школе, я всегда стеснялся, что дед был колчаковцем... и как бы воевал с "нашими", но на мой детский вопрос- "Как же так?" отвечал- "Да нам то всё равно было, что красные, что белые- всё нехристи! Если честно, то ждали красных, так как у них в армию забирали в 21-ин, а у белых в 19-ть"... а дед как раз 1900 года рождения.



/>

Недавно в инете наткнулся на старые фото Барнаула тех времен и мало того с видом старообрядческой Крестовоздвиженской церкви.



У skydrinker встретил ету фото Барнаульского пруда, 1919 г., но ценна она тем, что в верхнем правом углу видна наша- старообрядческая Крестовоздвиженская церковь. (мальчишка на лошадке- прям как у Петрова-Водкина)))


Из записок никонианского священника Иоанна Смирнова, о появлении в Барнауле старообрядцев-поповцев:
«В 1856-1858 гг. в Барнаул перебираются несколько крестьянских семей из-под Москвы. «В 1860 г. на Алтае поселилась семья Афониных. Благодаря действиям Игнатия Афонина белокриницкое согласие усилилось в округах Барнаульском, Бийском, а частично...- Кузнецком». Как сообщает в своих записках священник Иоанн Смирнов «Афонин сделался для этой секты в полном смысле миссионером. При его посредстве селения края посещаются лжеепископами Австрийского священства; все здешние попы посвящены в Москве по рекомендации Афонина, которые имеют походные церкви, всю необходимую утварь, свечи, вино и ладан чрез Афонина же. То через Афонина Московская Австрийская лжеиерархия ведет в сем краю свою миссию очень успешно...»

После Указов Его Императорского Величества "О свободе совести" от 17 апреля 1905 г. и "О порядке устройства общин" от 17 октября 1906 г. начали регистрироваться старообрядческие общины различных согласий и формироваться их приходы.
Барнаульская старообрядческая община, приемлющая священство Белокриницкой иерархии, была зарегистрирована в мае 1908 г.В 1911 г. было закончено строительство церкви в честь Воздвижения Креста Господня, по ней община стала именоваться Крестовоздвиженской, она распространила свою деятельность на д. Бажову и Казенную Заимку
Храм во имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня был заложен в 1909 и в основном закончен к 1911 г.
Настоятелем был- о. Иаков Чучалин.


Строение было каменным, за исключением колокольни, рубленой из дерева. В плане храм представлял вытянутую по продольной оси композицию из 4-х разновеликих объемов-четвериков: притвор с возведенной над ним колокольней (7x16 аршин), трапезная (10x10 аршин), храм (12x12 аршин).
С восточной стороны к храму примыкала пятистенная апсида, как это видно на фотографиях, но в "Описи" указаны размеры прямоугольника - 7x9 аршин.
В заметке, посвященной торжеству освящения храма во имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня, состоявшемуся 13 декабря 1915 г., говорится: "Сбылась, наконец, заветная надежда барнаульской общины, к которой она стремилась много лет: ... храм отстроен, внутри поставлен иконостас в древнем стиле с позолотой и повешено стильное позолоченное паникадило. Иконы в новгородском стиле работал иконописец М.М. Комаров в дер. Гора, Московской губ. Заказ им исполнен добросовестно".
Прежде чем заказывать иконы, построили иконостас. Сохранился текст "Договора" от 14 ноября 1914г., демонстрирующий требования, которые старообрядцы предъявляли к этой важной детали-"...из сухого выдержанного соснового леса не тоньше полутора вершков, а резьба вся из выдержанного сухого кедрового леса, из такого же леса должен быть сделан и весь орнамент. ...Основание иконостаса и киот оклеить толстой парусиной на французском клею, с мелом с соблюдением безукоризненной расчистки и должно быть выкрашено на три раза эмалевой краской... Орнамент и резьба должны быть также оклеены парусиной и все заготовки и склейки должны производиться на французском клею, а где требуется с мелом. Расчистка и позолота должны быть безукоризненны и с блеском...Золото для позолочения должно быть сусальное, червонное 96 пробы полузолотниковое...".
Золото заказывали в Москве. Было там "Заведение" Ивана Ивановича Барышникова, по адресу: "1-ая Мещанская, Грохольский переулок, 2-ой проезд", награжденное медалью "от комитета Бессарабских сельскохозяйственных выставок". Именно отсюда был прислан счет на имя члена церковного совета Крестовоздвиженской общины Черкасова Ивана Иовича "от февраля 9 дня 1915 года" за поставку "сусального золота 1/2 золотникового".

Конешно же и мой прадед Лев Михайлович Панкратов, ходил сюды молиться. 20-е годы, с женой Еленой, сестра деда- Пелогея.


1909 год. Деду- 9 лет.


фото 20-х годов, пруд находится слева.


После его окончательной конфискации в 1938 г. в здании размещалась контора кинопроката.
В 1967 году по просьбе трудящихся- взорван.

Ну, вернемся к моему деду, к сожалению не сохранилось фотографий тех лет, где он в форме, сами понимаете и так отсидел дважды за то что был в колчаковских рядах. Размещу фото его родного брата Авраамия Панкратова (справа), из Харбина уехал в Америку (куда именно не вем).


В конце 19-го наверное уже были в Омске, потом Чита, потом Владивосток, потом Харбин



После Харбина, дед вернулся в Барнаул и сел... ну ето уже другая история.
конец 20-х.



Всю жизнь приходилось ему прятаться и перемещаться по стране,в ссылке женился на "дочке врагов народа" -Кузнецовой Евдокии Ивановне, работали- он учителем математики, она учителем русского.

Казахстан, с. Тургусун. 1953г. С детьми, справа третий- мой отец Юрий Александрович.( собачка в ногах д.Вити- Жучка)))


Переписка с настоятелем старообрядческого Рогожского храм в 1951 году.


Упокоился мой дед в 1996 году на 97-м, под Ржевом.


кино, Панкратовы, белокрыницкие, РПСЦ, старообрядцы, история, Барнаул, Алтай

Previous post Next post
Up