Безпоповщина. Спасовцы.

Oct 28, 2013 12:38

Зачал -           http://mu-pankratov.livejournal.com/223108.html
Феодосеевцы- http://mu-pankratov.livejournal.com/223550.html
Поморцы     - http://mu-pankratov.livejournal.com/224042.html

Перейдем к Спасовцам. Попробую изложить как я себе представляю их Веру... не знаю даже, как начать.))) Не смотря на многочисленность когда то, стоят отдельно от других согласий... самое мало изученное соопчество, так как они отрицали- всё,то и немного оставили о себе информации. Зародилось как и вся безпоповщина- в конце 17 века... с одной стороны философия сложна, но с другой и проста ... её принял простой люд и учение разошлось по всей Волге. Если осмысливать современными мозгами,то главный стержень учения- после 1666 года- Церковь Христова пала и то что происходит вокруг,воопче не имеет смысла, ето как бы параллельная матрица....нет ни законной власти на Земле, нет Церкви,нет таинств, воопче- НИ ЧАВО НЕТ! Жить разумеется надоть хорошо, даже -скромно (чего радоваться то? антихрист ведь воцарилси)
«От сего времени по престатии бывшаго видимаго и чювъственнаго священства вместо смертных многих Един безъсмертныи присно живыи, не имея себе преемника, всех приходящих верою к Нему спасает»
И не мудрено, что народ прозвал их- "нетовцами", так как они и в раскол не писались, но и в синодальную церковь не ходили, то были и прозвища- "немоляки", "некудышники" и позже "самокрещенцы".

Спасова согласия наставник Андрей Алексеев Антипин.



Общаясь с нынешними спасовцами, можно сравнить их с героем фильма "Бронзовая птица", анархистом-максималистом... токмо он конешно повернут на атеистической волне.)))

image Click to view




Практически все последователи согласия признавали возможным принимать крещение даже в никонианской церкви, считая, что «хоть и сатана [крестит] да в ризах, а не простой мужик, дорого три погружения». Главное чтоб были три погружения, ведь и так ни чаво нет, но всё же торжественней, ну и на всякий случай...)))  Брак совершали там же, но не придавали обряду силы таинства, т. к. считали церковь еретической и падшей, но все же- красиво, да и власти не заподозрят в расколе. Погребение совершали сами, покойника то уж ни кто не накажет! Исповедь вычитывали, стоя перед иконами по типу скитского покаяния.
Так как службы не пели,то получили к именованию приставку- «глухая нетовщина». Всех приходящих, даже от никониан, не перекрещивали (с условием что -погруженец), какая разница? Все равно таинств -НЕТ!

В научной литературе высказывалось мнение, что у исто­ков спасовщины могли стоять наставники Козма Андреев и Козма Панфилов, проповедовавшие на Керженце учение о Петре I - антихристе и позже замученные в застенках Преоб­раженского приказа.

Так как должен вести себя христианин, ищущий спасения, во время господства в мире антихриста. Пер­вое условие- следует обратиться от «прелес­ти» с покаянием и молитвою, причем покаяние не рассматрива­ется как таинство:
«Коль паче ныне, в небытность священни­ков, аще кто по Истинному Богу Господу нашему Исусу Христу от прелести обратится с покаянием, что возъбранит на некреще­ных вашим крещением Духу Святому снити, и очистити от сквер­ны, и освятити? Ты же убо не точию воздыхающих, но и моля­щихся Духу Святому, яко же обычно есть глаголати сице: „Прииде, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны", и проч[ее], оглаголуеши нечестием и порицавши татарами; сам же сыи ты, аще и молишися и такожде призывавши Духа Святаго, но ему чюждь еси и лишаешися благодати Святаго Духа, понеже хулиши Его. Хула же убо твоя на Дух Святыи есть сия, ибо не проповедуеши божественныя силы Его и власти, но немощна Его ис-поведуеши, аки бы на некрещенаго водою не приходит Дух Свя­тыи. Сего ради таковых и порицавши татарами».

Речь ведется о крещении не видимом - водою, а духовном, «еже есть от Хрис­та даемое Духом Святым крещение невидимое»... маненько на хлыстовство смахиват, но отсюда пошло- что и сам себя можешь покрестить, какая разница? всё равно ни чаво- НЕТ!
«Верных» сле­дует- «познавать не от крещения, но от печатления крестным знамением», короче говоря- ни кем и ни где крещен,а пришел человек, положил "начал" (после реформ Никона- отмененный) и ВСЁ, етого достаточно ...
У древлеправославных християн - Семипоклонный начал (или приходные и исходные поклоны ) делается (кладется) в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы:

1.Боже, милостив буди мне грешному.
2.Создавый мя Господи, помилуй мя.
3.Без числа согреших Господи, помилуй и прости мя грешнаго.
4.Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присноблаженую и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем.
5.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
6.Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.
7.Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и человеколюбец.

Спасовец, самокрещенец.



Отличались особой строгостью бытовой стороны жизни: само собой- нельзя табак, алкоголь,  не употребляли пищу, приготовленную на дрожжах и с хмелем, картофель (Петрушка завез), не носили пеструю одежду, «не только цветистую, но и простой сельской пестряди» (Из воспоминаний инока Павла Прусского // ДЧ. 1868. Ч. 1. № 1. С. 73). Выделить спасовцев-нетовцев из  населения представлялось сложным, поскольку они не числились записными староверами, открыто полемики не вели, не обнаруживали себя письменными сочинениями. Их скорее можно было принять за нерадивых, уклоняющихся от исповеди никониан. «Глухую нетовщину» можно было встретить практически по всей Волге.

Молельня Спасова согласия в Саратове, ул. Вольская, 74
Наверное единственная моленная, которая не закрывалась в советские времена и действует ныне.



Со временем и у Нетовцев произошло деление... поделилось то, чаво и нет ))).
В 40-х гг. XIX в. обострилась полемика между спасовцами и поморцами, особенно о крещении в господствующей церкви. В Симбирске, Сызрани и др. поволжских городах собирались соборы спасовцев, главной темой которых стало рассуждение о принятии приходящих от никониан. В те годы наставник спасовцев из Симбирска А. В. Светов сообщал своим единомышленникам из Горбатова Нижегородской губ., что нашел в «отеческом писании» ясное наставление о том, как принимать еретиков-никониан в свое согласие: необходимо читать вместо проклятия яковитской ереси в чине принятия еретиков из Большого Потребника Патриарха Иосифа (М., 1651) проклятие Патриарху Никону. Далеко не все спасовцы согласились с таким решением, и согласие разделилось на сторонников нового чинопринятия («большого начала»), которых стали называть новоспасовцами или отрицанцами, и противников его (староспасовцев, подначальников), сохранивших седмипоклонный («малый») начал. Староспасовцы отказывались проклинать «никонианские ереси», поскольку эти ереси не были осуждены никаким Собором епископов, следовательно, проклинать их мирским лицам означало бы восхищать чужую власть. Седмипоклонный чиноприем в свое согласие они оправдывали «бедственным положением» и «возлагали надежду на Бога, что Он по Своей неизреченной милости пополнит их недостатки».
У истоков появления «большеначальных» спасовцев стояли ковровский купец Д. А. Першин и начетчик А. А. Комиссаров из Пошехонья. Окончательное отделение новоспасовцев произошло в 1882 г.

Ковровские купцы и наставники Першины


 А.А. Антипиным было  написанно  исповедание веры мало-начальных спасовцев в начале 20 века, которое ниже сего и помещаем с соблюдением полной орфографии.

1. Мы веруем и исповедаем Веру Христианскую Древлеправославную. Последуем учению Евангельскому, Апостольскому, и св.отец, вообще последуем всему учению св. Церкви, существовавшей у нас в России во всей полноте иерархии, до времени П. Никона. Посему и наше Общество есть Церковь Христова.
2. Со времен П.Никона, как все иерархи отступили в Ересь, по сему и благостная спасительная прекратилась Хиротония.
3. Через отступление иерархов от древняго благочестия в Ересь наша Церковь и осталась без иерархических лиц. Под пасторством Великаго Пастыря Архирея Исуса Христа.
4. Христос есть Архирей вечный, и его Священство вечное, т. е. Его личное действие, и мы веруем, что все спасительные таинства, которые мы не можем видимо исполнять по нужде без иерархов, то таковые возможно получить от Вышняго Архирея Христа невидимо.
5. Крещение, и Браки, и Покаяние совершаем к Богу, духовных отцов не имеем.
6. Имеем особыя молитвенные дома и совершаем службу Церковную с пением.
7. Иконам покланяемся старым и новым, только, чтобы были правильно написаны, также и книги новопечатныя переводныя со древних приемлем.
8. К Еретикам ни за какими требами не обращаемся, и со всеми разно верными не имеем общения ни в молении. Ни в ядении, также и с табашниками и бритобородцами.
9. Приходящих от Никониян, крещенных в три погружения, принимаем без перекрещивания через одно покаяние, которое совершается 40 дней с 1000 правилом.
10. Все прихожане находятся под ведением своих избранных настоятелей, которые и совершают духовные требы и виновных отлучают на покаяние, а при все приходы и местные настоятели находятся под ведением старшаго настоятеля, который заведует всем Округом над многими селениями. Старший настоятель в праве переразбирать все дела всего округа и более важные передавать на общее собрание всего округа. Общее собрание, как Собор, судит все дела и самого старшаго настоятеля, и его решению должны все подчиняться.
11. В великороссийской Никонианской Церкви признаем: царствует Антихрист.
12. Царя почитаем, и всем гражданским властям во всем повинуемся, кроме только верования, и за Царя и власти молим Бога.



Сегодня у Спасова согласия,дела обстоят - плачевно. Есть еще бабушки которые доживают свой век. Например в Москве нет ни кого,кто бы молился совместно... в Нижнем Новгороде,по рассказам- всего 28 человек...да и то, нет согласия между собой.

Ну и как всегда, фото моего одного дружбана - немоляки ))) в красной рубахе стоит...как палач(с)
п.с. если чего добавит, то подправлю... хотя чего добавлять то? Ведь все равного ни чаво нет! Ни меня, ни его, ни кого... ето всё мультики,а вот потом...



безпоповцы, старообрядцы, спасовцы

Previous post Next post
Up