/в DW по книге «Криминальная история античности», написанной немецким историком, профессором Мюнхенского университета Йенсом-Уве Краузе/
В древних Афинах, например, вообще не существовало полиции, следственных органов и судебных исполнителей. Граждане, в общем-то, вершили самосуд. При этом, однако, они не были предоставлены сами себе, но обращались за помощью к родственникам, друзьям, соседям и просто прохожим. Они же одновременно следили за тем, чтобы потерпевший обращался с преступником (например, вором) так, как это было принято в Афинах, и адекватно совершенному преступлению.
* первый свод законов разработал легендарный Солон, поэт и мудрец, заложивший в первой половине 6 века до нашей эры правовые основы афинской демократии.
* Свод законов, составленный Солоном, регламентировал практически все стороны жизни. Одним из самых любопытных его законов был, например, тот, что разрешал любому свободному жителю Аттики привлечь к суду не только своего обидчика, но и того, кто нанёс урон другому, даже совершенно постороннему человеку. Таким образом, Солон призывал граждан к взаимопомощи - и, разумеется, воспитывал уважение к закону.
* законодательство Солона запрещало, среди прочего, брань и словесные оскорбления в общественных местах. Виновного ждал штраф в пятьсот драхм: три сотни шли в пользу оскорблённого, две государству. Пятьсот драхм - это огромная сумма. Крестьянин-подёнщик, например, зарабатывал тогда не больше трёх драхм в день.
* согласно законам Драконта, которые отменил Солон, даже за мелкую кражу полагалась смертная казнь. Понятно, почему имя этого поборника честности вошло и в современный язык (правда, в искаженном виде): слишком жестокие законы или меры мы называем «драконовыми». /М.С. ЧС?!/
* Закон преследовал каждого... кто на рыночной площади (то есть публично) пренебрежительно отзовётся о любой профессии любого жителя Афин.
* Несмотря на то, что плебеи в Древнем Риме относились к свободным сословиям, таких гражданских и политических прав, как патриции, они поначалу не имели. И не имели прав на общинную землю. То есть им приходилось одалживаться у патрициев землёй, а также тягловым скотом, что привело к массовому долговому рабству. Соответствующий закон гласил: несостоятельный должник становится рабом или продаёт в рабство своих детей. Суровый закон этот существовал на протяжении столетий. Лишь в начале третьего века до нашей эры долговое рабство было отменено, и плебеев стали допускать к власти.
* Замечу, что в Древнем Риме, как и в Древних Афинах прелюбодеяние и супружеская измена карались очень сурово. Более того: муж обязан был подать в суд на жену, если узнавал о её измене. Если он этого не делал, то его самого могли осудить - за сводничество (существовал соответствующий закон). Любовника, застигнутого на месте преступления, муж, как мы уже рассказывали, мог во многих случаях совершенно безнаказанно убить. Тут ничего не изменилось даже тогда, когда самосуд отошёл в прошлое и функции отправления правосудия и исполнения наказания взяло на себя римское государство.
* Об Октавиане Августе, который правил Римской империей почти полвека, чуть-чуть не дотянув до нашей эры, известно, что он был человеком строгих правил и воспитывал в своих подданных - причём, прежде всего, среди своих приближённых и в аристократии - уважение к закону. По его рекомендации сенат принял целый пакет законов, направленных на нравственное оздоровление элиты. Было, в частности, усилено уголовное наказание за взяточничество. Виновных в подкупе избирателей, кроме всего прочего, лишали права занимать государственные должности в течение пяти лет. Закон о роскоши ограничивал расходы на пиршества ста денариями в обычные дни и вдвое бОльшей суммой в праздники. Закон о браке предписывал его обязательность для всех представителей высших сословий - сенаторов и всадников. Развестись стало сложнее. Холостяков стали облагать высоким налогом, их ограничили в правах наследования. Ужесточили и наказания за прелюбодеяние. Не только муж, но уже и отец получил право безнаказанно убивать свою беспутную дочь и её любовника, если это был вольноотпущенник, гладиатор или актёр. Разумеется, убивать было не обязательно. Сам император Август, например, ограничился лишь изгнанием сначала дочери, а позже и внучки за их безнравственное поведение. Следует, однако, заметить, что он не пожелал делать исключение для членов своих семьи и сам обратился в сенат с требованием, согласно закону, наказать Юлию-старшую и Юлию-младшую (их звали одинаково) за разврат.
Убийством любовника своей жены прославился ещё в молодом возрасте будущий император Домициан. Став во главе империи в 51-м году нашей эры, он также начал с борьбы за общественную нравственность и против коррупции. Древнеримский историк Светоний пишет: «Столичных магистратов и провинциальных наместников Домициан держал в узде так крепко, что никогда они не были честнее и справедливее… Судей, уличенных в подкупе, он увольнял вместе со всеми их советниками…» «Строгий, но справедливый», - такой эпитет император Домициан вполне заслуживал в первый период своего правления. Но потом, как часто случается с правителями, уверовавшими в свою непогрешимость и правоту, он превратился в жестокого самодура, самодовольного диктатора, одержимого манией преследования и подавлявшего любое инакомыслие или то, что ему могло показаться инакомыслием. Именно Домициан изгнал из Рима евреев и христиан. Единственное, на кого он опирался - армия и личная гвардия, что-то вроде Комитета государственной безопасности. Древнеримский историк Тацит считал, что Домициан был даже страшнее и отвратительнее Нерона, о жестокости и коварстве которого ходили легенды. Нет ничего удивительного в том, что, в конце концов, составился заговор против тирана, и его убили. Народ, ещё несколько лет назад воспевавший императора, торжествовал. Плиний-младший оставил такое свидетельство: «Раззолоченные статуи императора… были низвергнуты и разбиты. Никто не мог сдержать порыв своей долго сдерживавшейся радости…»
https://www.dw.com/ru/криминальная-история-античности/a-2472884 «Большая детская энциклопедия» /"Большая энциклопедия для школьников"? - занятное изложение, жаль, не указано авторство/:
Два полиса - Афины в Средней Греции и Спарту на Пелопоннесе - называли «двумя ногами, на которых стоит эллинский мир». Их непохожесть и соперничество во многом определили историю Греции. Аттика, где располагались Афины, была одной из самых засушливых, неплодородных областей Греции. Заниматься земледелием здесь приходилось на склоне гор с тонким слоем почвы. Недаром афинский закон запрещал «воровать почву с полей». Здесь рано начали разводить виноград и оливковые сады.
А вот полезными ископаемыми - мрамором, серебром, гончарной глиной - земля была богата. Поэтому в Афинах процветало ремесло, а близость к морю порождала кораблестроение и торговлю.
История Афин восходит к легендарному Эгею и его сыну Тесею. В период архаики город быстро рос, становился центром округи, и тогда же в нём начал обостряться конфликт между гражданами. Свободное население полиса составляли аристократы (знать) и демос (простой народ). Власть находилась в руках аристократического Ареопага. «Вся земля была в руках немногих», - так писал Аристотель в своём труде об истории Афин.
Из-за малоземелья и плохого качества земли крестьяне разорялись и, задолжав землевладельцам-аристократам, попадали в рабство. В те же годы в результате великой греческой колонизации другие представители демоса - удачливые ремесленники, торговцы - богатели, приобретали самоуважение и требовали допустить их к управлению полисом. К VI веку до н. э. противостояние демоса и аристократов обострилось настолько, что грозило перейти в вооружённую борьбу.
Ситуацию спас человек, который нашёл способ примирения общества на основе договора. В 594 году до н.э. архонтом был избран Солон. Его причисляли к семи мудрецам Греции. По своему происхождению (знатное семейство) и образу жизни (занятия торговлей и корабельным делом) он как бы соединял в себе аристократические слои и афинский демос. Солон отказался от произнесения обычной клятвы архонта охранять существующие законы и начал проводить реформы.
Он начал с освобождения должников и запрещения впредь долгового рабства для свободного афинянина. С земель были сняты долговые камни, домой вернулись те, кто был продан на чужбину. Затем он установил предел размера земли, которым может владеть гражданин полиса, и запретил вывоз хлеба из Афин (на его торговле зарабатывали аристократы).
Солон разделил афинян на группы в зависимости от размера их дохода с земли, а не по знатности, как раньше. Отныне высшие должности - архонтов и командиров войска - могли занимать представители первой группы, вторые - служили в коннице, третьи составляли тяжёловооруженную пехоту (гоплитов), последние - легковооружённую пехоту. Солон создал новый орган власти - Совет, куда избирались представители трёх первых групп, и Народный суд, в котором участвовали все, а также вернул реальную власть Народному собранию.
Теперь праздность осуждалась на уровне государства: по новому закону сыновья не были обязаны кормить в старости отца, не обучившего их какому-нибудь ремеслу. До Солона в Афинах существовал закон: «Кто терпит обиду, тот может жаловаться в суд». Солон изменил его так: «Кто видит обиду, тот может жаловаться в суд». Он желал видеть афинян хозяевами своего государства, неравнодушными и лично ответственными.
Все эти новшества давали демосу доступ к власти, уравнивали его с аристократами, создавали условия для развития хозяйства. Однако реформами осталась недовольна не только знать, но и народ: Солон не произвёл передела земли, который требовали крестьяне. Взяв с граждан слово ничего не менять в его законах в течение 10 лет, мудрец покинул Афины. Между тем борьба демоса и аристократии продолжилась.
Опираясь на народ, используя хитрость и наёмное войско, в 538 году до н.э. к власти пришёл тиран Писистрат. «Пусть народ занимается своими делами, а я позабочусь об общественных», - заявлял он. Тиран не стал отменять Солоновы порядки, а в чём-то и продолжил их. Поощрялись производство и вывоз из Аттики оливкового масла и вина, выводились черноморские колонии... Не все земли, но принадлежавшие погибшим или бежавшим аристократам, были разделены между крестьянами. Именно Писистрат велел отредактировать и записать поэмы Гомера, положил начало театру.
Пока демос был слаб, он нуждался в тирании для борьбы со знатью. Окрепнув, он сам захотел править городом, а тираны, в свою очередь, желали сделать власть наследственной. Сын Писистрата Гиппий правил жестоко, и в 510 г. до н.э. афиняне изгнали его из города. Одним из борцов против тирании был Клисфен, обещавший народу расширить его права. В 508-507 годах до н.э. он выполнил обещание и провёл реформы.
Город и прилегающие территории Аттики были разделены на 10 районов (фил), по которым составлялись списки граждан. Каждый район избирал по 50 человек в Совет пятисот (усовершенствованный солоновский Совет города), заседавший постоянно в специально построенном здании. По районам выставлялись военные отряды, и ими командовала коллегия стратегов из 10 человек. Поскольку опасность возвращения тирании еще существовала, Клисфен ввел закон об остракизме, по которому любой подозреваемый в желании захватить власть высылался из города. Так в конце VI века до н.э. в Афинах установились демократические порядки.
https://sitekid.ru/istoriya/drevnyaya_greciya/drevnie_afiny_rozhdenie_demokratii.html