Историческая справка. СИЗО-4 (Камышлов). Путешествие по Сибирскому тракту.

Jul 15, 2015 18:38

На днях, я в посте  Казанские историки о Сибирском тракте. История. начал рассказ о Сибирском тракте, который проходил через территорию нынешней Свердловской области. Кроме экономического значения, данная дорога имела и еще одно значение - это была трасса по транспортировке осужденных из центральной России в Сибирь.

Камышловская слобода образована в 1668 году, а статус города Камышлов приобрел в 1781 году.

Открытие в 1781 году тракта, соединяющего Европейскую часть России через Пермь и Екатеринбург с богатыми и суровыми Сибирскими землями, географическое положение города Камышлова - двадцатая по счету от Перми станция - определили назначение Камышловского тюремного замка, как пересыльной тюрьмы.


По одним данным Камышловский тюремный замок построен в 1783 году, по другим - «... а следственный изолятор города Камышлова Свердловской области вообще построен еще в конце 17 века, т.е. является ровесником походов Степана Разина (1670-1671)» (Смыкалин А.С. «Колонии и тюрьмы Советской России» г. Екатеринбург, 1997 г.)

В 18 веке - первой половине 19 века тюрьма несколько раз перестраивалась, при этом увеличивалась и численность конвойной команды.

По неполным данным в этот период через Камышлов проконвоировали 492 тысячи уголовных и политических ссыльных. В первой четверти 19 века число их в год составляло от 5,5 до 6 тысяч, а прежде проходило 8 и более тысяч. Например, в 1831 году проследовало оных 7027 человек. В дальнейшем численность проходящих арестантов все более увеличивалась и в отдельные годы доходила до 18 тысяч человек.

Об условиях содержания арестантов, как следующих по этапу, так и постоянно содержащихся в Камышлове свидетельствуют данные об их смертности в тюремном замке. Так, за 1854-1855 г.г. скончалось 49 человек, 7- из них - дети арестантов. В отдельные месяцы смертность доходила до 8-13 человек. В порядке вещей считалось, когда даже тяжело больные арестанты должны были лежать на койках в кандалах, независимо от тяжести совершенного преступления. Большая смертность была характерна и среди солдат инвалидной команды и конно-этапных команд: за вышеуказанный период их умерло 24 человека. Лекари городской больницы констатировали смертность в основном от «горячки» и «чахотки».

В «Истории царской тюрьмы» известный ученый Герет М.Н. в т.1 на странице 349 говорит, что в 1830 году «... в Камышлове тюремный замок в дурном состоянии: стены треснули сверху до низу, питание плохое и, когда нет подаяния, то арестанты питаются корками хлеба с водой, многие больные лежат прямо на полу без белья».

Вероятнее всего, на территории современного хоздвора находилось тюремное кладбище, поскольку при строительстве здания штаба, что находится по улице Красных Орлов, в 1985 году обнаруживались человеческие черепа и кандалы.

Камышловский тюремный замок находился в ведении Пермского губернатора. Следовательно, финансирование, контроль за деятельностью тюрьмы осуществляли пермские чиновники.

Вот некоторые требования, правила и нормы, установленные в 1830 году:

1. Оборудование камер:
- все тюремные камеры оборудованы нарами, выкрашенными желтой краской,
- окна с железными решетками и двойными рамами,
- двери на железных петлях и крючках с запорами и висячими замками.

Освещение камер - свечное, а отопление - печное.

2. Арестантам выдавались матрацы, набитые соломой.

3. Одним из жестоких изобретений царского тюремного режима были ножные кандалы, в которые заковывались арестанты. Это довольно надежное средство, которое должно было усмирить и обезвредить арестантов и так довольно надежно отгороженных от внешнего мира камерными дверями и решетками, корпусными дверями и тюремным забором. Например, так называемый, старый корпус имеет толщину стен 80 см, а высота забора - 4 метра.

Впрочем, ножные кандалы оказались на самом деле не очень надежными. Арестанты каким-то способом ухитрялись их снимать, а потом вновь надевать и здорово наловчились в этом.

Известен факт, что в связи с этим подполковник Златогурский из Екатеринбургского тюремного замка в 1830 году жаловался пермскому губернатору: "... вышеозначенные арестанты ни под каким предлогом побегу учинить не могли, если бы горное начальство обращало особенное внимание при заковке их в ножные кандалы, но сего не исполняется, ибо снимают с себя оные и возлагают вторично весьма свободно".

Учитывая оперативность арестантско-пересыльной информации, не исключено, что с подобным «передовым опытом» сталкивалось и начальство камышловского тюремного замка.

4. Питание

Существовало два источника финансирования на содержание арестантов: за счет казны и за счет подаяний. Оба эти источника настолько скудны, что арестанты влачили полуголодное существование. Казна выделяла на питание арестантов 7 копеек в сутки на человека. Это не позволяло обеспечить арестантов не только горячей пищей, хотя бы один раз в день, но и нормальной порцией хлеба. Достаточно сказать, что по тому времени фунт хлеба (402 грамма) стоил 3,5 копейки.

Тяжелое положение с питанием признавалось даже официальными лицами. Об этом писалось в правительственные инстанции, но добиться улучшения не удавалось.

Про второй источник снабжения арестантов следует, видимо сказать, что носил он эпизодический характер по большим церковным праздникам.

Кстати, с подаяниями связан единственный подтвержденный документально побег из Камышловской пересылочной тюрьмы революционера Вилонова Никифора Ефимовича. 12 марта 1906 года в тюрьме состоялось богослужение, присутствовали посторонние лица, принесшие для заключенных пироги и другую снедь. Они складывали все в лари, поставленные заранее и шли в домовую церковь. Вилонов Н.Е. сменил тюремный костюм и благополучно вышел из тюрьмы. Екатеринбургская газета «Уральский край» писала по этому поводу: «... время и способ побега не установлены».

Заканчивая эту тему, необходимо сказать, что второй, причем групповой побег непосредственно из камеры СИЗО-4 произошел уже в наше время в 1992 году. Документального подтверждения других аналогичных случаев не имеется.

Камышловского тюремного замка не миновали многие выдающиеся личности, загнанные царизмом в Сибирь: петрашевцы, народовольцы, в 1826-1827 г.г. декабристы, в том числе Кухельбеккер, Розен (данные пока не подтверждены) и многие другие.

Еще раньше Камышловским военным судом по делу «картофельного бунта» было привлечено к ответственности 3752 человека. Арестованные по этому поводу содержались в переполненном городском тюремном замке и в трех других домах, специально для этой цели арендованных.
Причастность Камышловской тюрьмы к историческим Российским событиям очевидна. Так, в мае-июне 1919 года перед отступлением белых из Камышлова из городской тюрьмы была выведена большая партия арестованных. Часть из них была убита в районе современного микрорайона Константиновка. Еще 87 человек зверски убиты между селами Никольское и Черемыш. Всего за период белогвардейской власти в городе было замучено и растреляно 367 человек, в т.ч. в селе Кочнево - 25 человек, в селе Квашнино - 47 человек.

В 1923 году губерния, как административная единица, перестала действовать. Камышловская тюрьма переходит в подчинение Уральской области с центром в городе Екатеринбурге. С 1917 г. по 1921 годы тюрьма находилась под ведомством карательного отдела НКВД министерства юстиции. С 1921 года тюрьмы стали называться исправдомами и в 1922 году были переданы в главное управление мест заключения (ГУМЗ) НУВД, в том числе и Камышловский исправдом, в котором находилось 150.

О положение арестованных в этот период 12.10.1924 года начальник Камышловского исправдома докладывает: «Пища заключенным выдается следующим порядком: в 6 часов утра хлеб, после хлеба - кипяток. В 12 часов - суп, в 5 часов -кипяток.

Вещевого довольствия за отсутствием такового заключенные вообще не получают. Спят они на совершенно голых нарах, поскольку средств на приобретение вещевого довольствия нет.» (Смыкалин, стр. 68).

Существовали и научно обоснованные нормы питания для заключенных. Так суточный рацион на одного человека в 1922 году составлял 2220,16 калорий:



№п/п
Наименование продуктов
Единица измерения

1
хлеб
1 фунт

2
крупа
32 золотник

3
Мука подправочная
11,6 зол.

4
мясо
32 зол

5
корнеплоды
48 зол

6
картофель
1 фунт

7
жиры
4,8 зол

8
чай
0,2 зол

9
сахар
3,2 зол

10
соль
3,2 зол

11
лук
2 золотника

Для сравнения можно привести аналогичную таблицу норм питания арестантов на 01.05.1998 г:



№п/п
Наименование продуктов
Норма в граммах
Калории

1
хлеб
530
1097,1

2
мясо
100
46

3
рыба
100
29

4
жиры
45
392,8

5
крупа
100

6
Мука подболточная
5
16,8

7
сахар
30
117,3

8
макароны
20
68,2

9
соль
20

10
чай
1,0
од

11
Томатная паста
0,03
0,01

12
лук
0,03
0,4

13
Помидоры соленые
30
3,3

14
морковь
20
5,2

15
свекла
20
7,8

16
капуста
150
15,0

17
картофель
500
320

Всего

2450

08.08.1936 года Постановлением ЦИК и СНК СССР «О дополнении основных начал уголовного законодательства СССР и Союзных Республик» предоставлено судам областного и выше значения право наказывать лишением свободы в виде заключения в тюрьму лиц, осужденных за наиболее опасные преступления. Этот же документ давал право органам НКВД в дисциплинарном порядке переводить в тюрьмы отбывающих наказания в лагерях и колониях лиц, систематически нарушающих правила внутреннего распорядка, совершающих побеги. Среди прочих 7-ми тюрем Челябинской области была и Камышловская тюрьма № 5.

Нетрудно догадаться о составе арестантов в тюрьме № 5 в эти годы. Интересно, что такие полномочия органам НКВД давались несмотря на выход 2-х исправительно-трудовых кодексов в 1924 году и 1933 году, которые такие наказания не предусматривали.

01.03.1942 году наркомат внутренних дел СССР на базе существующего отдела исправительно-трудовых колоний создал Управление исправительно-трудовых лагерей и колоний управления наказаний НКВД по Свердловской области. В состав управления вошли и Камышловские трудовые колонии для несовершеннолетних, СИЗО-1,2,3,4.

Еще в 1965 году в СИЗО-4 не было централизованной канализации и санузлов в камерах, отопление было печное, пропускная способность бани- 14 человек в час. В хозяйстве было всего 3 автомобиля, коммутатор на 20 номеров. С 1960 года по май 1962 года здесь содержались до 300 женщин, поскольку тюрьма № 4 в этот период была женской крытой тюрьмой.

В 1975 году появились режимный корпус № 3, прачечная, в 1978 году - гараж, спортзал, в 1979 - помещение для хозобслуги и клуб и ряд других объектов. Много строилось в 80-е годы.

В настоящее время, самый старый корпус СИЗО-4, возможно еще видавший декабристов, готовится к сносу. Вот как он выглядит внутри:






Несмотря на строительство в Камышлове современной тюрьмы, СИЗО-4 продолжает работать...

В посте использованы фото и материалы, предоставленные пресс-службой ГУФСИН России по Свердловской области, а также фото члена ОНК по Свердловской области Василия Рыбакова.

Некоторые мои посты об истории уральских тюрем, а также их будущем:

Историческая справка. СИЗО-1 (Екатеринбург). Централ в центре!
Историческая справка. СИЗО-3 (Нижний Тагил). Предыстория.
Историческая справка. СИЗО-3 (Нижний Тагил). Становление. 30-е годы ХХ века (документы и фото).
Кировград. СИЗО-6. Экскурсия в будущее пенитенциарной системы.


Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/07/4.html

СИЗО-4, Россия, СИЗО, История

Previous post Next post
Up