В 2015 году, в Год литературы, исполняется 140 лет со дня смерти (4 августа 1875г.) и 210 лет со дня рождения (2 апреля 1805г.) Ганса Христиана Андерсена, датского писателя-сказочника. Сказочными, оказывается, были не только его творения, но и жизнь...
Вот несколько фактов из нее.
Балет.
В 14 лет сын сапожника, Ганс, с большой охотой покинул родной город Оденсе на острове Фюн и поехал в Копенгаген, будучи одержим единственной страстью - стать артистом балета и выступать на сцене Королевского театра. Первая попытка попасть в театр провалилась - прима-балерина мадам Шаль, к которой Андерсен явился домой и, стащив сапоги, принялся танцевать партию героини из балета «Сандрильона» (по мотивам «Золушки»), сочла парня сумасшедшим и выставила за дверь. Но отступить он не мог - в Оденсе его ждало будущее фабричного рабочего, это было хуже смерти, и Андерсен остался в Копенгагене, сняв грошовую комнату в квартале проституток. Ему удалось устроиться статистом в театр, кульминацией его балетной карьеры было выступление в балете «Армида», и его имя стояло в афише: «Тролль - господин Андерсен». Потом все рухнуло: от места в театре ему отказали, а надежда на певческую карьеру (он брал уроки у певца Джузеппе Сибони) погибла, когда начал ломаться голос. Андерсен был безутешен, пока знакомая не назвала его поэтом, - и он решил переквалифицироваться в поэта (так как больше все равно ни на что не годен). Но с театром Андерсен не распрощался и всю оставшуюся жизнь с переменным успехом бомбардировал театральных начальников своими пьесами, рассуждая, что книгу прочтут десятки, а спектакль увидят тысячи. Своей тяги к славе писатель никогда не скрывал.
Дом, в котором вырос писатель.
Бисексуальность.
Больной вопрос андерсеноведения - согласия по поводу ориентации писателя нет. Сторонники бисексуальной версии обращают внимание на то, как пылко Андерсен обращается к некоторым своим знакомым мужского пола в письмах («В тот прохладный вечер, когда вы укрыли меня своим плащом, вы не только согрели мое тело, но и заставили мое сердце горячо биться»). Противники возражают, что экспрессивная манера Андерсена выражаться была в духе эпохи, тогда все писали друг другу романтические письма, и ни о каком сексуальном подтексте тут речи нет. Джеки Вулльшлегер, получившая за свою книгу «Hans Christian Andersen. The Life of a Storyteller» премию города Оденсе, утверждает, что Андерсен был неоднократно вовлечен в физические связи с мужчинами, и называет одним из его любовников Эдварда Коллина. Коллин был лучшим другом Андерсена и полной его противоположностью - здравомыслящий и практичный семьянин, неоднократно пытавшийся своими критическими замечаниями вернуть Андерсена с небес на землю (из этого ничего не выходило, писатель только рыдал и обижался). Ну это ни в какие ворота, Коллин гетеросексуален, - исчерпывающе опровергает теорию Вулльшлегер датский Центр Андерсена. «Столько разговоров на эту тему, пора это использовать», - заявила в 2011 году представитель партии социал-демократов острова Фюн Трине Брамсен и предложила устроить на острове Неделю бракосочетаний гомосексуальных пар имени Андерсена, пригласив гей-пары со всего мира венчаться в церквях Фюна. Часть общественности возмутилась, представительница Датской ассоциации геев и лесбиянок Виви Элструп веско заметила, что гей-неделя - это хорошо, но при чем тут Андерсен, «он не гей, а бисексуал, насколько я знаю».
Тафофобия.
Скульптура Бьёрна Нёргаарда в Оденсе
Напротив вокзала в Оденсе стоит скульптура Бьёрна Нёргаарда «Троица» - три человеческие фигуры, которые закручиваются в спираль. У фигур одинаковые головы с большими носами и маленькими глазами - это Андерсен в трех лицах: Тень, Импровизатор и Дорожный товарищ. «Троица» - первый из многочисленных портретов Андерсена, разбросанных по городу (статуи, граффити, человечки на светофорах, мягкие игрушки), который видит прибывший в Оденсе путешественник. И это самый точный его портрет. Противоречивый, страстный, неуравновешенный, страдающий от собственной нервозности, скованный ею по рукам и ногам. Слово похвалы возносило его до небес, пустяковое огорчение доводило до мыслей о самоубийстве, критическое замечание приводило в ярость. Необузданное воображение изматывало его - ему постоянно чудились предательства, опасности, смертельные недуги, и стоило ему подавиться за обедом, как он уже не сомневался, что проглотил иголку и сейчас отдаст концы. Он жутко боялся пожаров и всегда возил с собой длинную веревку, чтобы выбраться в случае чего через окно (теперь эта веревка выставлена в Музее Андерсена в Оденсе). Мысль о том, что надо бы купить кровать (он долгое время спал на матрасе), пугала его - в образе кровати ему чудился призрак будущего гроба. Его мучил страх быть погребенным заживо, и каждый вечер он клал на ночной столик записку «Я только обмер». В крышке своего гроба он просил просверлить дырку, объясняя, что хочет увидеть, кто из знакомых придет на похороны, - вполне возможно, что на самом деле он думал о вентиляции на случай ошибочного погребения. Эта боязнь и носит название Тафофобия (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%F4%EE%F4%EE%E1%E8%FF).
Мои некоторые посты, посвященные Году литературы:
Год литературы. Губернаторы читают стихи... Какие прозвища дали русским и россиянам другие народы... Этнофолизмы современности. Кто хорошо смеется? Анекдоты о руководителях страны, как объект исследования... Книги с переплетом из человеческой кожи хранятся в университетской библиотеке Гарварда Славянская письменность и культура. Исторический дискурс в 20 век. 75 лет Иосифу Бродскому. Нравственный манифест поэта и гражданина... Трах-тибидох или какой национальности старик Хоттабыч Читаем Пушкина. Евгений Онегин отказал Татьяне, чтобы не стать педофилом Литературные даты. 275 лет родоначальнику садизма. Маркиз де Сад. Год литературы в России продолжается!
В посте использованы фото и материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%E4%E5%F0%F1%E5%ED,_%D5%E0%ED%F1_%CA%F0%E8%F1%F2%E8%E0%EDhttp://vozduh.afisha.ru/books/ot-baleta-do-dlinnoy-verevki-putevoditel-po-miru-gansa-hristiana-andersena/ Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/07/blog-post_96.html