Эгрегоры без мистики - 7

May 02, 2014 12:45




7. Душа революции

Есть признаки революции - например, массовое перераспределение жизненного пространства, обычно между классами, или серьезное изменение образа жизни. Но людям свойственно наделять революции душой. Душа революции передает и ее атмосферу, и ее ожидания - то есть содержит и матрицу оценки, и направление.

Случаются и революции без души. Если душа революции существует, она всегда оставляет культурный след. Душа революции в данном случае типичный эгрегор - она начинается с души, душа создает культуру, культура становится цивилизацией, а цивилизация сгнивает.

Для возникновения души революции нужно соответствующее видение мира. Китаец может понять необходимость революции; но китаец никогда не сможет понять эстетики революции, для него революция есть нарушение гармонии, для понимания эстетики революции нужно чувствовать эстетику динамики.

Сложно сказать, насколько и как душа революции рождается из атмосферы революции, но определенно она рождается в атмосфере. Душа революции чаще рождается после акта революции, поскольку собственно революционный акт часто является или массовым психозом, или совершенно не революционным практическим захватом чего-либо. Душа революции может родиться на баррикадах, но оформиться в кабинетах.

Чтобы душа революции осталась жить, ей нужно дополнительно задать направление; десятилетие, например, она прожить может. Потом начинает жить ее культура. Во время русской революции о коммунизме как ее содержании никто и не думал; но душа требовала выраженной широты. Коммунизм был одним из пыльных кабинетных проектов, который тихо-мирно лежал, пока душа революции в него не вселилась. А когда брали Зимний, никто не думал о его символическом значении.

Эгрегор Русской революции явился не на пустом месте. Его призывали. Этим занималась и интеллигенция, этим занимались и православные сектанты. Да и сами революционные организации были очень похожи на религиозные секты. Все эти люди создали целую атмосферу революции; нужно было действие, чтобы эгрегор родился - оно произошло в 1905 году с расстрелом питерских рабочих. Как момент атмосферы, как элемент неприятия существовало психологическое отрицание души Петербурга, как чуждой и довлеющей над страной; это отрицание было общим. Возможно, есть какая-то метафизическая закономерность в том, что все три события Русской революции произошли в Петербурге.

Октябрьский переворот в стилевом плане был малозначительным событием. Но он унаследовал душу Февральской революции, и получил душу Русской революции вообще, и 1905 года в частности. Атмосфера революции была и зафиксирована людьми, что создало импринтинг в их сознании, и была усилена творческими приемами - через действия и поэзию - что положило начало ее культуре.

Путь к высшему, в том числе к божественному, задается направлением души. Когда направления нет, божественное распыляется в окружающем пространстве, превращаясь в наборы примет и ритуалов. Душа революции может формально отвергать божественное; но поскольку она душа, она все равно к божественному стремится в том же направлении, и с иным божественным, например, с существующей религией, конкурирует. И волей-неволей принимает специфичные для своего места религиозные формы.

Революция как душевный акт сближается с актом религиозным. Очень многие революции включают в себя акт жертвоприношения. Русская революция до расстрела 1905 года ощущалась как борьба, как процесс, как атмосфера. Жертвоприношение подняло эту борьбу на уровень души.

Жертвоприношение всегда было самым эффективным способом вызвать эгрегор. «Дело прочно, когда под ним струится кровь». Но при наличии достаточных знаний и средств можно обойтись без него.

В Украинской революции жертвоприношение состоялось. Эгрегор революции сожрал небесную сотню. Эгрегор возник, но не проявился; и поскольку он не виден, многие участники ходят в недоумении, вопрошая, зачем они это нечто кормили: «Небесная сотня погибла напрасно!» Но загадывать рано: Русская революция сработала после паузы в 10 лет, когда, казалось, что все позади и событий ничто уже не предвещало. И еды для эгрегора на Украине еще достаточно.

Эгрегор можно усиливать и ослаблять с помощью обычных социальных и информационных технологий. Практики применяются самые обычные: усилители, подавители шумов, стабилизаторы. Но эгрегор все равно существует, и куда-нибудь он все равно задаст направление, и где-нибудь прорвется в физическую реальность.

У России души нет; потому душа революции разгулялась, ничем не сдерживаемая. Она вобрала в себя всю бесхозную русскую душевность.

Про Пруссию XVIII века говорили, что это не страна с армией, а армия со страной. Про Россию можно сказать аналогично - это не страна с революцией, а революция со страной. В Русской революции собственно сама Россия потерялась и исчезла. Когда революция прошла цепочку душа - культура - цивилизация и закончилась - не осталось ничего.

Эгрегоры вытесняют друг друга. Когда страна находится под влиянием эгрегора революции, в определении возрасте ее культуры можно ошибиться, ее культурный возраст определяется сначала революцией - пока инерция революции жива. Если эгрегор страны существует, революция не входит в свою позднюю стадию, заранее передавая определяющую роль эгрегору страны. График революции накладывается на график культуры-цивилизации, создавая на нем отдельную вершину. В России вытеснять было нечего, отсюда и невероятная сила революции.

Русская революция в том виде, как она случилась, не могла не победить; в душевной пустоте оны была единственным душевным наполнением. альтернативы просто не было.

Душа - это вектор стремления, и душа - это матрица оценки. В основном душа революции - это первое, это направление.
Душа Русской революции есть очищение, очищение не только от врага, не только от скверны мира, но и от всего неявного, очищение космического уровня.

Отсюда и инерция революции, которая Россию слишком хорошо зачистила, почти до основания. А в крестьянских действиях душа очищения проявилась максимально - в сожжении поместий, в очищении огнем.

В России не было каких-либо принятых форм выражения души, кроме христианских. У Русской революции соответственно тоже не оказалось других форм. Поскольку в Евангелиях никаких интересных форм не нашлось, взяли Апокалипсис в качестве инструкции. И сделали, получилось. Апокалипсис в отдельно взятой стране определенно удался.

НЭП был обычной политикой, экономически эффективной. Но именно потому, что он был обычной экономической политикой, лишенной души, он многими участниками был оценен как предательство души Русской революции.

Душа революции не имеет отношения к ее кровожадности. Душа всегда чиста. Уровень кровожадности зависит от накопленного уровня ненависти и прочих чисто практических, измеряемых вещей.

Души вещей, как и души вообще, направлены только ввысь - не бывает душ, направленных вниз. Вниз направлены разбираемые на уровне биологии патологии. Души как раз поднимаются над телесным, вырываясь из телесного. И потому рациональная критика души революции не воспринимается.

Главная метафизическая ось космоса вертикальна и вечна: на вершине - душа, а внизу - дерьмо. Видеть всю ось сразу - для редких избранных; и Блоку в «Двенадцати», и Есенину в «Стране негодяев» увидеть удалось. Проблема видения всей оси касается не только наблюдателя; революционера - в еще большей степени.

Французская революция сопровождалась огромным количеством мерзостей и безобразий; но на душу революции это совершенно не повлияло; направление ввысь остается направлением ввысь, независимо от того, что происходит внизу.

Душа французской революции - раскрытие человека во внешнее пространство. Праздничный выход на публику. Революция - это праздник. Прекрасной Франции соответствует прекрасная революция, что вызывает резонанс душ даже при их видимом конфликте.

Душа революции находит резонанс в душе Франции: после поражения профессиональной армии, после перехода командующего к противнику - 20-миллионная Франция создает армию в 400 000 солдат - это проявление резонанса души; это что-то сработало. Между делом Европу разнесло, мир стал иным, а история разделилась на «до» и «после».

Существует мнение, что войны или революции определяется экономическими причинами и массовыми психозами. Для войн и революций экономические причины действительно существуют; но участие в войнах и революциях определяется чисто метафизическим параметром, таким, как душевный настрой. Массовый психоз не создает культуру, и революция, ограниченная массовым психозом, заканчивается ничем. Че Гевара очень тонко заметил и расписал разницу в настроении, которое реально все определяет. На Кубе хотели революции. Но не было оружия. В Заире оружия было предостаточно. Воевать никто не хотел; точно так никто не хотел воевать в Боливии.

Одни революции оказываются великими, а другие - сюжетами анекдотов. Дело в душе - есть ли у революции душа. Мексиканская революция была революцией с чувством, но без души. Семь лет друг друга резали, а закончилось в общем ничем, и от революции ничего не осталось. Это справедливо не только для революций, но и для самых разных иных проектов.

Душевное стремление направляет к высшему собственно врожденное стремление человека, которое есть перенаправление инстинктов при наличии энергии. Душа явления позволяет подняться выше; падение и собственно нахождение внизу - это естественное, но животное, это животное, но не позволяющее выжить в мире конкурирующих групп. Сложность обычно побеждает. Одни народы пасут другие народы; и те, кто имеет более высокую душевную организацию, обычно пасут тех, кто имеет организацию низшую. И одна из причин - высшие могут познавать низших, а низшие высших - нет.

Революция меняет культурный стиль. Французский классицизм был по сути подделкой - в революционное время он превращается в ампир. Русская революция обращается к футуризму в самых его различных формах. Но когда инерция революции проходит, происходит возврат к прежнему стилю. Франция возвращается к детализации в неоклассицизме, а Россия сначала возвращается к сталинскому ампиру и сталинскому неоклассицизму в лице девушки с веслом - туда, где она была при царе, а потом догоняет мир с его «черным квадратом» в архитектуре чисто из подражания и дешевизны. Интересное совпадение с Францией: стиль немецкой фашистской революции - это тоже классицизм и тоже имперский стиль, то есть снова «ампир»; планировался даже свой «Пантеон». И в России построили два «Пантеона»: Новосибирский театр оперы и балета и Планетарий.

Ранее говорилось про душу арабской революции, которая создала Халифат и Багдад как культуру. Душа исламской революции - простота, ясность, чистота. Очень похожая душа была у Английской революции, но гораздо слабее. А слабее она была потому, что у Англии как страны была своя сильная душа. Эгрегоры конкурируют, эгрегор страны оказался сильнее и быстро победил. Культуры английской революции просто не видно; соответственно, не было и столкновения культур.

Культура США - тоже культура революционная; до революции было только подражание образу жизни. Но нельзя долго жить революционными правилами; в наступившем пост-революционном затишье переход к цивилизации-империи свершился по историческим меркам мгновенно, и столь же мгновенно цивилизация скатилась в культурную пустоту. Революционная душа объединяет Арабский Халифат, СССР и США; и это предполагает исторически быстрое завершение проекта.

Душа распространяется и тем поддерживается через все проявленные формы. Форма пытается соответствовать содержанию, содержание воспроизводит под себя форму. В этот процесс вмешивается историческое время, которое требует постоянной коррекции культуры, чтобы она оставалась живой. Есть множество идей, как сохранять культуру дольше, равно как ее быстро потерять. Но все эти технологии - корректирующие; революция является самым сильным средством культурного развития, но культурный успех революции имеет не высокие шансы.

Революция может создать государство. И некоторое время душа революции может жить в этим государстве, создавая культуру. Так произошло с Арабской революцией и с русской революцией. Но души революций жестко привязаны к историческому времени. Они не переживают смену исторических времен. Их культуры застывают и не способны к развитию.
Previous post Next post
Up