Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 1а. Сан Лео и Санта Агата Запоздалое предварение от К. Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 1б. Ла Верна и Chuisi e Michelangelo Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 а. Ассизи Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 б. Скульптуры с Дуомо Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 в. Фрески из нижней церкви Сан Франческо. Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 2 г. Спелло, Монтефалько, Беванья Путешествие по Умбрии, Тоскане, Эмилии Романье и т.д. Часть 3 а. Санта Мария дельи Анжели. Итак, Перуджа.
Я рвалась в этот город, начитавшись страшилок у Г.Мортона и П. Муратова. Еще бы: город много столетий вел кровопролитную междоусобную войну, сначала бились нобили (аристократия) и горожане, потом два семейства - Бальони и Одди соревновались в неистовстве и кровожадности. Местные крестьяне бросали свои поля и шли в наемники в свой же город, другие роды присоединялись то к одной стороне, то к другой. Город воинов: удивительно, что при этом они еще поставляли наемников и для других городов (там они высоко ценились), сколько же народу-то было. Улицы перегораживались цепями, магазины закрывались, дома-дворцы превращались в крепости. На Руси в качестве молодецкой забавы были кулачные бои - у них драка камнями (в специальных костюмах, но 10-12 трупов каждый раз было). Взрослому нобилю (женщин и детей, кажется, не трогали, до черты не доходили) следовало, по видимому, спать в доспехах, держать меч под рукой, верного слугу в комнате и доброго коня под окном - на случай бегства. Но и это могло не помочь, ибо еще в XV веке в Перудже был изобретен страшный бесцветный яд - акветта - смесь сока выжатого из свинины (?) и белого мышьяка.
Как это часто бывает с эмоциональными людьми, перуджинцев тоже бросало из крайности в крайность. Именно здесь в 1259 году зародилось движение флагеллантов - бичующихся. Огромные процессии в колпаках с прорезями (ассоциация у меня советская - Ку-клукс-клан) двигались, бичуя себя и оглашая всю округу стонами и воплями. Движение распространилось как зараза на многие итальянские города (и не только итальянские). Если духовенство в начале поддерживало эту идею, то потом яростно начало бороться. Папская булла, а потом...казни, костры, виселицы, тюрьмы. Побороли....
Город был резиденцией пап, в нем состоялось пять конклавов, время от времени он даже был папской резиденцией, что не мешало перуджинцам относится к них...кхм.. по-разному. От восторгов и умиления, до убийства. Некоторым папам пришлось выдержать вооруженную осаду в крепости. На это все взирали грозный местный символ - грифон и не менее грозный гвельфский (сторонники папы) лев.
Вот мне и хотелось увидеть этот мрачный, негостеприимный город, неистовый и безумный. Увидеть город, исправно поставлявший воинов и религиозных фанатиков.
И что же... я разочаровалась :(. Прав был П. Муратов - "малоархитектурный город"). Увы, практически никаких чувств он у меня не вызвал. Может быть, оттого, что в Перудже в тот день царила суета: сначала мы встретили спортсменов-бегунов, готовящихся к забегу, потом переодевающихся на улице велосипедистов, которые готовились к пробегу. А в довершении всего на центральной площади стояло множество старинных автомобилей - выставка? пробег? просто тусовка? - так что площадь было не разглядеть. :(
Еще у меня было странное ощущение от барочных зданий и более поздних построек - имперскости и свойственной ей фальши, искренняя имперскость бывает только в естественных империях (типа Римской времен Цезаря), не правда ли?, Такое же чувство у меня было в некоторых местах в Будапеште (Австро-Венгерская империя - тоже ведь "проект"). Несостоявшаяся столица большой и грозной империи ("а имя ей было - Перуджинская"... :))). Прямо так и представляю объявление в газете (в стиле "Нового Сатирикона" :)): "Столица в хорошем состоянии ищет империю, символ есть, опыт ведения войн, религиозного фанатизма огромный. Оформлен патент на яд. Все необходимые здание в наличие имеются. Тиранию гарантирую. Обращаться по адресу: г.Перуджа." :)
Стоит ли удивляться, что мы довольно быстро убежали в Пинакотеку (про нее в следующем посту) :). А вот она, как и было обещано, прекрасна: умбрийская школа, приезжие сиенцы, флорентийцы, Фра Беато Анжелико, Гоццоли, Пьеро делла Франческо и многие другие, не говоря уже о Перуджино, но с ним произошла отдельная история... мы не смогли его посмотреть - совершенно "не шёл" не ложился на душу после более ранних художников :(. Надо было, конечно, еще раз сходить в музей и посмотреть только его ... а так... можно считать, что мы прошли мимо Перуджино.
Гвельфские квадратные зубцы (у гибеллинов - "ласточкин хвост")
А вот это замурованные двери, я их долго искала. Какие-то, конечно, появились в результате перестройки здания, а какие-то не что иное, как "порта дель мортукио" - двери мертвых. По древним, еще этрусским (и видимо умбрским) повериям, если смерть вошла в дом, она может войти еще раз, и чтобы этого не допустить, гробы выносили через отдельные узкие двери, которые потом замуровывали.
А теперь машинки :), времени на них у нас практически не было, сфотографировала то, что попалось на пути :). Все "на ходу".
При написании этого поста я использовала информацию взятую из книг Г.Мортона "От Рима до Милана" и П.Муратова "Образы Италии".