Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)
За первые три квартала 2020 г. (с января по сентябрь включительно) Китай закупил 387,18 млрд микросхем... В деньгах... это около $262,5 млрд дол США по актуальному курсу.
То есть, очевидно, за весь 2020 год импорт чипов в Китай составит до $350 млрд дол США.
В зависимостях разбирался Виктор Николаев, «Южный Китай», 28.01.2016
В 1958 году в Китае и Японии одновременно появился первый станок с цифровым программным управлением (数控机床). Спустя 56 лет Япония, однако, превратилась в лидера производства таких станков в мире, а Китай до сих пор импортирует большую их часть.
Аналогичная ситуация произошла и в области производства электронных компонентов (电子元器件) - сегодня Япония в основном экспортирует в Китай интегральные схемы (集成电路), электронные компоненты и точные станки (精密机床). Реальность состоит в том, что китайская оборонная промышленность все еще зависима от экспорта. От японского экспорта.
Китайская промышленность испытывает крайнюю необходимость в модернизации. Однако из-за проблемы самообеспечения высококлассными станками ЦПУ Япония в буквальном смысле душит прогресс китайской отрасли. На 2012 год в области высококлассных систем Китай обеспечивал себя лишь на 5%, а 95% приходилось на импортные системы. Из них примерно треть - из Японии.
Синьхуа, официальное информационное агентство правительства КНР, 2014-06-25: Согласно данным Министерства промышленности и информатизации КНР /МПИ/, в 2013 году объем импорта чипов достиг 231,3 млрд долл США, уступая, как и на протяжении уже ряда лет, только импорту нефти.
Система программного управления для станка сравнима с центральным процессором для компьютера - это его мозг. Станки с ЦПУ изменяют традиционную отрасль обрабатывающих механизмов, создают важную базу для отрасли цифровых станков, за ее развитием пристально следят не только технические специалисты промышленности, но и люди, далекие от техники.
Станки с ЦПУ на основе отличных свойств гибкой автоматизации (柔性自动化) стали ключевой технологией своевременности, давшей интеграцию электронных и механических схем (机电一体化) в единый производственный организм.
Многочисленные попытки Китая следовать принципу «поменять рынок на технологии» привели и к потере рынка в том числе. Сегодня японский FANUC и немецкий SIEMENS контролируют свыше 80% рынка продукции манипуляторов, а в области высококлассной продукции не только держат монополию, но и ограничивают китайский импорт.
Китайские специалисты из отрасли признаются: «Отставание Китая от уровня развитых стран в этой отрасли составляет 15 лет». Как отмечают японские исследователи проблемы, в области автомобилестроения станков по производству автомобильных деталей только японское производство может дать станки, способные работать свыше 3500 часов в год в течение пяти лет. Это дает основание японским специалистам заявлять, что без их станков китайское автомобилестроение не сделало бы и шагу вперед. Но мало того, они добавляют, что зависимость Китая от Японии с годами не только не ослабнет, а станет еще сильней. Пугающее заявление для Китая от его самого ярого геополитического соперника на протяжении последних 200 лет.
Если перевести внимание на область промышленных роботов, то и здесь автопромышленность Китая прочно в руках Японии - ежегодно Китай покупает значительную часть таких роботов из Страны восходящего солнца, почти десять тысяч таких производственных платформ. За последние три года Китай стал самым крупным импортером промышленных роботов в мире.
По данным The Robot Research к 2019 году китайские предприятия закупят более 250 000 промышленных роботов - больше, чем общемировой объем рынка в 2014 году. Несмотря на то, что правительство Китая поддерживает национальных производителей робототехники, три четверти объема закупок составляют импортные устройства...
Сейчас большинство китайских производителей вынуждены использовать иностранные комплектующие, например - редукторы Nabtesco, Sumitomo и Harmonic Drive.
В 2004 году доход отечественных производителей станков ЦПУ по обработке металла достигла почти 1,2 млрд долл, в то время как стоимость ввезенных в Китай аналогичных станков составила 2,8 млрд долларов. Доля отечественного производства в данной сфере - только 30%. Подобная пропорция не включает ЦПУ системы, деталей электронного оборудования, подшипников, шариковых винтов, гидравлики, инструментальных магазинов для станков и других сопутствующих деталей.
Аналогичная тотальная зависимость у Китая от Японии и в сфере интегральных схем. Иностранные интернет-пользователи в шутку размещают настоящие фотографии, на которых “щит” китайского неба система ПВО HQ-9 снабжена пусковым механизмом японского производства.
Углеродное волокно, электронные компоненты и полупроводники интегральных схем - в течение долгого срока Китай импортировал и продолжает импортировать из Японии и Южной Кореи. Трудно представить, что произойдет, если в один прекрасный момент этот импорт прекратится.
В области импорта конденсаторов (电容), резисторов (电阻) и индукторов (катушки индуктивности, 电感) Япония доминирует на китайском рынке - в 2010 году на ее долю приходилось 35%, 28,1% и 18,6% импорта соответственно.
Сегодня передовые японские навигационные радарные системы Furuno контролируют до 30% китайского рынка, не удивительно, что они установлены и на китайских подводных лодках.
Сегодня 65% мирового производства конденсаторов, резисторов и индукторов сосредоточено в руках 10 крупнейших производителей, среди которых шесть японских. Они же занимают и три первых места в этом списке - Murata, TDK, Chemi-Con.
Ситуация серьезной зависимости от импорта сформировалась и на рынке микрочипов. Китай, заявляя себя как главного производителя бытовой техники и телефонов в мире, скромно умалчивает, что по состоянию на 2014 год - лишь в 3% китайских телефонов использовались китайские микрочипы. Китай продолжает лишь собирать и оформлять продукты импортной технологии, выполняя роль рабочих рук, завися от импорта микрочипов сильнее, чем от импорта нефти.
"Женьминь Жибао" (официальное печатное издание ЦК КПК), 13/03/2013: Член Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая /ВК НПКСК/ У Чао консультируется с экспертами по поводу предложения "Проблемы и ответные меры китайской чиповой отрасли". Он выдвинул указанное предложение на фоне высокой зависимости страны от импортных чипов, ежегодные расходы Китая на их импорт превысили 160 млрд долл США, что выше отечественных затрат на покупку из-за рубежа нефти.
Китаю, в качестве крупнейшего потребителя чипов, долгое время приходится импортировать ключевое оборудование и ключевые сырьевые материалы. В прошедшие 10 лет китайское правительство выделило значительные средства на развитие чиповой отрасли, но результаты оказались неудовлетворительными. Пекин, Шанхай, Ухань и Сиань при поддержке государственных банков и местных правительств вложили в эту отрасли огромный объем инвестиций, однако отечественная чиповая отрасль все еще находится на начальной стадии развития.
«Китайскоий информационный Интернет-центр», 11-06-2014: Масштаб мирового рынка полупроводников составляет 320 млрд.долларов США. 54% произведенных в мире чипов попадает на китайский рынок, рыночная доля китайских чипов составляет лишь 10%. В мире 77% мобильных телефонов производится в Китае, однако менее 3% чипов мобильных телефонов предоставляется китайскими производителями. Индустрия чипов в Китае в течение долгих лет находится под контролем иностранных производителей, ежегодно Китай импортирует чипы на более 200 млрд.долларов, по этой сумме данный товар обгоняет нефть и другую сырьевую продукцию, будучи самым большим по объему импорта.
Основными поставщиками микрочипов в Китай остаются Intel (英特尔), Samsung (三星) и Qualcomm (高通). Китайские корпорации пытаются найти способы хотя бы частично минимизировать зависимость от американских и южно-корейских микрочипов, то угрожая монополистам санкциями, то привлекая их на свой рынок. Так "Qualcomm", ставший предметом домогательств китайского государства - в 2014 году попал на самый крупный в истории штраф, а закончил тем, что создал совсем недавно совместное предприятие в весьма отсталой провинции Гуйчжоу (Сычуаньский регион), известной своей "генеральской" водкой Маотай.
У технологической корпорации Tsinghua, близкой к бывшему генсеку Ху Цзиньтао, успехи более скромные - попытавшись создать совместные предприятия с тайваньскими компаниями, агенты корпорации потерпели фиаско, получив отпор от нового президента Цай Инвэнь, учинившей разбирательство о "китайской угрозе" свободолюбивому острову.
Разумеется, данных по объемам распределения импортных микрочипов в оборонной промышленности в интернете не найдешь, однако, например, статья в одном из блогов "Жэньминь Жибао" сообщает, что до 70% высококлассных микрочипов, то есть микрочипов для сложнейшей техники, приходится на японский импорт.
70 лет назад Япония пыталась захватить Китай силой, но потерпела неудачу. Сегодня, похоже, Японии это удалось: после начала реформ Дэн Сяопина промышленность Китая начала перестраиваться на западный и японский лад и вошла в технологическую зависимость от Страны восходящего солнца, предав забвению советские технологии. С годами эта зависимость приобрела катастрофическое значение. Сегодня говорить о возможности вести победоносную войну или совершить технологический рывок без разрешения с Японских островов для Китая фактически невозможно. Япония победила и осуществляет над Китаем уже постиндустриальное господство - господство идей и технологий над стальными механизмами.
Узкие места» в «Тайваньском проливе»
Информативный, и по-хорошему «холодный»
разбор ситуации вокруг Тайваня, примечателен тем, что ув. коллега @atomiccherry сосредотачивает внимание читателей на такой проблеме как критическая технологическая зависимость китайской электроники от тайваньских микрочипов.
Однако, может сложиться впечатление, что микроэлектроника - единственная отрасль, в которой Китай уязвим по отношению к «западным технологиям».
На самом деле нет, и, что очень важно, это вполне осознают и в Китае.
В докладе «Chokepoints. China’s Self-Identified Strategic Technology Import Dependencies», составленном аналитиками Center for Security and Emerging Technology (США) перечисляется полтора десятка «узких мест» китайской промышленности - технологий, в которых китайские компании критически зависят от сотрудничества с американскими, европейскими и японскими корпорациями.
Что примечательно - доклад этот составлен на основании официальных китайских данных - публикаций в государственном издании КНР Science and Technology Daily.
То есть, это изложение китайского взгляда на проблемы.
Кроме, собственно, микроэлектроники (а доклад начинается именно с нее) «узкие места» в китайской промышленности, к примеру, такие (иногда довольно неожиданные)
Соединители подводных кабелей - без них нельзя вести работы на шельфе, а также от них зависит программа китайских исследований морского дна.
Основной поставщик таких соединителей - США.
Вакуумные испарители - тоже нужны для работы фотолитографических машин.
Лидер в производстве таких испарителей - Япония, каждый стоит более $100 миллионов, а производится их несколько штук в год.
Высокоточные подшипники - необходимы для автомобильного и авиационного производства, для машиностроения - а производят хорошие подшипники США и Швеция.
С подшипниками у Китая еще вот какая проблема - нет «своих» больших подшипников для тоннелепроходческих комплексов - их закупают в Германии.
Со сталью в Китае «тоже сложно» - не хватает высокопрочной стали для авиации и ракетных двигателей.
У авиастроения есть и особое «узкое место» - программное обеспечение для проектирования современных самолетов - американское.
Другие сhokepoints китайской промышленности - электронные микроскопы, высокочастотное радиооборудование, системы управления базами данных…
Что еще важно в этом докладе?
Его составители подчеркивают, что информация, которую публикует официальное издание Министерства науки и технологий КНР не обязательно является правдивой (китайцы могут преуменьшать свои достижения) - но она отражает китайский официальный взгляд на проблему - никакого шапкозакидательства, и «импортозамещения».» «Да, мы понимаем, что здесь у нас пока не получается, и над этим работаем». Не более того.
И еще одна интересная особенность, отмеченная авторами доклада - как именно китайцы (китайские компании) объясняют свою «импортозависимость»?
Оказывается, причина в стремлении к доминированию на мировом рынке и производству высококачественных товаров - если вы хотите продавать высококачественные товары по всему миру, вы должны использовать самые передовые технологии. Плюс - стремление снизить риски - западная продукция считается более надежной, с точки зрения эксплуатации.
Так что взаимодействие КНР и «западных партнеров» - это гораздо более сложная и многоплановая история, чем «противостояние в проливе» (о чем, собственно, @atomiccherry и напомнил)
На главную страницу блога