История Свято-Троицкого кафедрального собора, берущая начало в XVIII столетии, изобилует такими превратностями, которых хватило бы на приключенческий роман...
В 1721 году в центре Алексеевки была построена деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, популярного среди простонародья. Храм по размеру и причту выделялся в слободе. В нём вели службу 5 священников, 3 дьякона и о дьячков.
Деревянное строение через десятилетия обветшало, да и в Алексеевке среди прихожан утвердилось мнение, что надобно возвести каменную церковь. Намерение воплотилось в 1808 году. Сколько строили, неизвестно, но освятили во имя Святой Троицы с приделами на правой стороне - святителя Николая, на левой - праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. На месте деревянной церкви возвели небольшую деревянную часовню со старой иконой святителя Николая. По привычке прихожане называли церковь Никольской, так и закрепилось в памяти старожилов. И прилегающую площадь именовали Никольской. В первые годы советской власти название сменили на чуждое местным обычаям III Интернационала. Недавно площади вернули историческое имя, данное предками.
1. Фото венгерского фотокорреспондента Томаша Конака сделанные в 1942 г.
Минули десятилетия, в Алексеевке решили обновить храм и сделали это в 1848 году, устроив аммосовскую печь - устройство, заменявшее змеевики, предтечу радиаторов отопления.
В средине XIX века Географическое общество Российской Академии наук обратилось к просвещённым людям в провинции с просьбой подготовить описания мест своего проживания. В Алексеевке на этот призыв откликнулся священник Троицкой церкви Иоанн Снесарев. Он дал историческую, географическую и экономическую характеристику слободе. При этом не преминул сообщить о нравах прихожан. Характер их, написал настоятель, «весёлый, игривый и общительный» и они «неопустительно посещают Божьи храмы» по воскресным и праздничным дням. Рукопись эта по сей день хранится в архиве Географического общества.
К концу XIX столетия к Свято-Троицкому приходу относилось 5600 алексеевцев, проживавших в восточной части слободы, включая и Колтуновку.
2. То же 1942 г., на переднем плане могилы венгров. Фото Томаша Конака.
2-1. 1942 г. Фото из венгерского архива.
Но вот в Россию пришло время воинствующего атеизма, и церковь в числе многих подверглась гонению. В октябре 1932 года по решению Воронежского облисполкома со стандартной формулировкой, «принимая во внимание многочисленные ходатайства трудящихся», Троицкий храм закрыли и наметили переоборудовать под школу-семилетку. На перестройку, видимо, денег не нашли, поэтому превратили в склад для зерна.
Служба в церкви возобновилась в годы войны.
3. Фото 50-х годов прошлого века.
4. Фото то же 50-х, на переднем плане утраченное на данный момент строение.
5. Фото 50-х годов прошлого века.
6. Фото 50-х годов прошлого века.
Многие старожилы помнят, как родители водили их, малолеток, сюда в 40-е и 50-е годы прошлого столетия по субботам к «заутрене» и по воскресеньям к обедне, а также во время говения и на причастие, на Троицу и Пасху. До сих пор перед их глазами стоят строгие лики икон, красочно-золочёная настенная роспись и льющийся через окна купола небесный свет, а в сознании звучат торжественные молитвословия и песнопение.
7. Интересный снимок, крайнее слева здание на заднем плане бывший краеведческий музей, его сейчас нет на этом месте. Справа вдалеке на заднем плане виднеется
Церковь Воздвижения Креста Господня фото до 1954 г.
8. Аллея по нынешней ул. Гагарина (ул. Троицкая старое название), видна колокольня храма без креста.
Время между тем устроило храму новое испытание. В 1959 году его снова закрыли под предлогом ветхости и аварийного состояния. Здание опять приспособили под склад. А потом начали рушить купол и колокольню. Людская молва донесла нам гневную протестую волну верующих, которая сопровождала вандализм. Многие стояли и плакали, глядя, как сваливают кресты.
9. Печальное зрелище, фото 60-х годов.
10. Заброшенным выглядит не только храм, но и площадь вокруг него.
11. Так выглядел дом пионеров в Алексеевке в 80-х. Фото А. Панченко.
Некоторое время церковь стояла обезглавленной, пока досужие умы во власти не затеяли перестройку. Из храма решили сделать дом пионеров. В 1982 году намеченное претворили в жизнь. Детишки стайками пошли сюда, чтобы танцевать барыню или вальсы, петь народные и советские песни, в первую очередь со словами: «Солнечный круг, небо вокруг...». Сцену смонтировали на месте бывшего алтаря. В стенах прежнего храма даже провёл сеанс одновременной игры на двадцати досках гроссмейстер, чемпион мира по шахматам М. Н. Таль.
12. Начало 80-х.
13. Начало 80-х.
14. Люди после майской демонстрации. Фото А. Панченко.
15. "Дом пионеров".
16. Так выглядел храм в начале 90-х.
Судьба снова повернулась лицом к храму в 1992 году, когда здание вернули верующим. Начался длительный период восстановления. Современный вид церковь приобрела после реконструкции колокольни в 2001 году. В её сооружении принимали участие мастера завода «Химмаш» и специалисты одного из частных предприятий. Реставрация внутреннего помещения закончилась только в 2006 году, что ознаменовалось освящением и крестным ходом, в котором принял участие архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
17. Всё те же 90-е.
18. Моё фото на мыльницу из далёких 90-х :)
19. Крестный ход у храма. Фото А. Панченко.
20. Работы по реставрации храма. Фото А. Панченко.
20/1. Фото А. Панченко.
20/2. Фото А. Панченко.
20/3.Фото А. Панченко.
21.22.23.24.25. Периоды строительства колокольни по 2001 г. Фото сделанные мной на всё ту же мыльницу с балкона дома, где я жил на то время.
Видно, что пытались воссоздать историческую колокольню, сделали её правда двухярусной с похожим куполом, но по каким-то причинам купол заменили на другой, а этот теперь красуется на здании пенсионного фонда. В то время вокруг церкви функционировал "Славянский базар".
26. А на этом фото рынок ликвидируют, был он там около 10 лет. Середина 2000-х. Фото А. Панченко.
27. Фото А. Панченко.
28. Храм перекрашивают в белый цвет и благоустраивают вокруг территорию, не будет тут больше куч мусора от рынка. Фото А. Панченко.
29. Самое старое здание в нашем городе в наши дни.
После разрушений, перестроек, реставраций и реконструкций нынешнюю архитектуру церкви можно назвать своеобразной. Одноэтажное здание имеет два яруса окон, что создаёт впечатление двухэтажности. Эта «обманная» черта в стиле конца XVIII века барокко, когда закладывался храм. Арочные окна и вход обрамлены килевидными наличниками. В пластическом решении фасадов использованы треугольные фронтоны, над северным и южным притворами они разорваны арочными дугами. До разрушения в 1960-е годы колокольня была одноярусной, с явными признаками классицизма. Световые проёмы купола с килевидными наличниками относятся к новорусскому стилю. Новая колокольня - двухярусная, восьмигранная, с кокошником и шатровым верхом, увенчанным луковичной главкой, - признаками новорусского стиля. Иконостас в церкви пятиярусный, изготовлен алексеевской артелью «Мастер», славящейся искусной резьбой по дереву. Настоятелем церкви с 1996 года являлся отец Алексей Лупорев. Со 2 ноября 2015г. настоятелем Свято-Троицкого храма является священник Максим Викторович Шамрай.
Вопреки былому лукавому обоснованию о ветхости здание стоит, как и стояло. Его можно назвать памятником истории и культуры города. Храм тесно связан с привычками, обычаями и традициями Алексеевки. Поговорите со старожилами, и прошлое оживёт в устах рассказчиков...
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Координаты: 50°37'48.6"N 38°41'40.4"E
Литература:
Ноздрин Р. Слобода Алексеевка Бирюченского уезда: Черты из истории слободы и её современного быта // Памятная книга Воронежского губернии на 1905 год;
Никольский П. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900;
Кряженков А. Свято-Троицкий храм: Прогулка по Алексеевке // Заря. 2013. 31 авг.
Скриншоты с текстом взяты из указателя храмовых празднеств в Воронежской епархии.
Неподписанные фото взяты из интернета, авторство не определено.