Петиция Казимира Делямара

Aug 03, 2021 21:55



"В  Петиции к французскому сенату К. Делямар пишет:    Живя между Московией и, собственно говоря, Польшей, Рутенцы, к которым раньше относилось название «русы» (Russes) и «русины» (Russiens), были порабощены в прошлом веке московитами, и народ завоеватель сам на себя распространил имя побежденного народа, чтобы придать себе мнимых прав на владение им.

Поэтому слова «русы» (Russes) и «московиты» представляются нам сегодня синонимами, тогда как на самом деле они являются совершенно различными для историка."

Объяснение :

В конце 1850-х и в течение 1860-х годов сторонники Духинского появились среди французских интеллектуалов: Элиа Реньйо, Шарлье где Штейнбах, М.Брулье (декан факультета естественных наук университета в Дижоне) историк Анри Мартен (автор популярного учебника по французской истории) и путешественник, географ, этнограф Огюст Викенель.

Добавим также политика и экономиста Казимира Делямара (1796-1870), члена правления Французского банка и издателя газеты "La Patrie" ( "Родина"), который "стал заядлым апостолом идей Духинского".

В 1868 году Делямар опубликовал брошюру, адресованную Законодательному собранию Французской империи, в котором предложил переименовать кафедру славянской языка и литературы Коллеж де Франс на кафедру "славянских языков и литератур":

такая множественная форма должна "уничтожить [русский] панславизм в его основе ".

Инициатива Делямара увенчалась успехом. Законодательное собрание обсудили его предложение и приняли положительную резолюцию. 20 ноября 1868 Наполеон ИИИ подписал декрет об изменении названия славянской кафедры.

На второй год Делямар издал вторую брошюру, на этот раз специально посвященную украинскому вопросу, под названием "пятнадцатимиллионный европейский народ, забытый историей».

Это было обращение к французскому сената с призывом провести реформу в преподавании истории в средних школах, приняв новую программу обучения, в которой подчеркивалась бы разница между русинами (Russiens) и русскими (Russes) и якобы неславянское происхождения этих последних.

Во введении к немецкому переводу брошюры Ш. де Штейнбах признавал за Духинским такие заслуги:

"Если мы во Франции в течение последних двенадцати-пятнадцати лет знали на эту тему [" правду о восточные части Европы "] больше, чем любой другой народ , то обязаны этом только исследованием п. Духинского ... "

Успех Духинского во Франции был непродолжительным. Крушение Второй империи в 1870 году свел на нет влияние его пропаганды. Разбитые и униженные бисмарковской Пруссией-Германией, французы не могли дальше обольщаться гегемонией на континенте и вмешательством в восточноевропейские дела.

Традиционные для Франции пропольские симпатии исчезли бесследно. Общественное мнение во Франции начала сматривать на Россию скорее как на потенциального союзника против Германии.

К тому же развитие научных славяноведческих исследований в последней четверти века дискредитировали идеи Духинского.

Известный французский славист Луи Леже (1843-1923), который на протяжении многих лет занимал кафедру славистики в Коллеж де Франс, уничтожил Духинского несколькими презрительными фразами, даже не называя его по имени. 
Previous post Next post
Up