**. Русь, Малая, Великая, Белая, Новая. Всероссийская Империя. Российская Республика. Россия

Aug 03, 2021 05:44



РУССКИЙ КАГАНАТ.

СЛАВИЯ, АРСАНИЯ, ВАНТИТ (800 - 855)

Русский Каганат с наложенной данью для славян и угро-фиинов, появляется и существует видимо после окончательной ликвидации Аварского Каганата (800-814), в которой явно поучаствовали Русы возможно совместно с болгарами Крума, то есть Русский каганат противостоящий Хазарскому каганату можно датировать где то 820 - 855.

Ладога - словене

Любша - словене и кривичи

Городище (Новгород) - словене

«Худуд» упоминает город славян -

«Хордаб - большой город и место пребывания царя»

Арса, Хордаб, Уртаб, Ростов (Сарское Городише) - словене и меря, «место пребывания царя»

Сюрнес (Гнёздовское городище, праСмоленск) - кривичи

Корьдно - вятичи, современное село Карники Веневского района

Вантит - вятичи

Арса (Ютановское городище) - донские славяне, Ютановское городище

Седнев - северяне

Чернигов (Шестовицкое городище) - северяне

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_каганат

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.39bce596-65cb0993-7ff39642-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Rus%27_Khaganate

Помимо Бертинских анналов 839 г, о титуле "каган", применительно к "норманнам" (т.е. как полагают к руси), в IX в. говорится в письме франкского императора и итальянского короля Людовика II (от 871 г.) византийскому императору Василию I (в письме опровергается мнение Василия о том, что правитель норманнов называется каганом: "Каганом же мы называем государя авар, а не хазар или норманнов").

Титул "кагана руси" неоднократно упоминается в арабских и персидских источниках, в частности в произведениях возводимым к так называемой "Анонимной записке", конец IX - первая треть X в. ("У них есть царь, называемый хакан русов").

1) "Слово о законе и благодати", сер. XI века ( «похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхом»; «Похвалим же и мы... великааго кагана нашеа земли, Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава»;

«сий славный от славныих рожься... каган наш Влодимер» )

2) "Исповедание веры" киевского митрополита Иллариона, сер. XI века ( "Было же сіе въ лѣто 6559 (1051), во время княженія благовѣрнаго Кагана Ярослава, сына Владимірова" ).

3) "Слово о полку Игореве", конец XII в. ( «Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти»).

4) Граффити на стене собора св. Софии в Киеве ("Спаси господи кагана нашего С...", рядом с надписью начертана большая буква "С", что дало основания считать, что речь идет о киевском князе Святославе Ярославиче (1076-1078)).

То есть высшие архонты Руси вплоть до Ярослава Мудрого и Святослава Ярославича включительно звались царями и каганами, а Всеволод Ярославич скромно сменил себе титул на князь Всея Руси, носили этот титул и Владимир Мономах и Мстислав Великий Харольд, - князь/архонт Всея Руси

Далее титул Великий князь Всея Руси возможно носил Ярослав Всеволодович, далее такой титул принял Симеон Гордый и последующие владимирские и московские князья.

Василия Первого, Василия Второго Темного, Ивана Третьего, Василия Третьего, снова зачастую титуловали царь всея Руси.

https://www.youtube.com/shorts/3O4NvLayYZo

Наконец Иван Четвертый Грозный в 1547 венчался на царство и закрепил официальное оформление титула царь благословением от Константинопольского Патриархата

РУСЬ / РОСИЯ

Древнейшие упоминания Руси в русских источниках отмечены в русско-византийских договорах (X век), в русских летописях (начиная с «Повести временных лет») и в Русской Правде (XI-XII века)[7]

Норманская теория предполагает, что русью в Средние века в Восточной Европе называли выходцев из Скандинавии (современных Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, особенно с Аландских островов), известных также как викинги, которых в Западной Европе называли норманнами.

Этот вывод базируется на данных археологии и лингвистики, свидетельствах арабских, византийских, западноевропейских, русских и других письменных источников, в том числе, на толковании содержащегося в «Повести временных лет» «Сказания о призвании варягов» в 862 году:

«И сказали [чудь, словене и кривичи]: „Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону“. Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались , как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти»

(Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова)

С другой стороны, в Новгородской первой летописи, предположительно отразившей предшествующий «Повести временных лет» «Начальный свод» конца XI века, данный рассказ изложен несколько иначе.

В нём отсутствует сопоставление руси со скандинавскими народами, а сама она напрямую не отождествляется с варягами:

«Идоша за море к Варягомъ и ркоша: „земля наша велика и обилна, а наряда у нас нѣту; да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами“… И от тѣх Варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася Русь»

(Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / АН СССР, Институт истории; отв. ред. М. Н. Тихомиров; под ред. и с предисл. А. Н. Насонова)

Важнейшими аргументами, помимо «Повести временных лет», на которые опирается норманская теория, являются:

- Византийские и западноевропейские письменные источники, в которых современники идентифицируют русь как шведов или норманнов, «от рода франков», т.е. от северо-германских племён того времени

- Скандинавские имена родоначальника русской княжеской династии - Рюрика, его «братьев» Синеуса и Трувора, и всех первых русских князей до Святослава. В иностранных источниках их имена также приводятся в форме, приближённой к скандинавскому звучанию. Князь Олег именуется X-л-г (хазарское письмо), княгиня Ольга - Хелга, князь Игорь - Ингер (византийские источники).

- Скандинавские имена большинства послов «от русского рода», перечисленных в русско-византийском договорах 911[пояснение 1][10][8] и 944 годов[пояснение 2].

- Имя Рюрик в форме Рёрек (Hrerek) (начальное h не произносятся) часто встречалось у скандинавов той эпохи. Уже в середине XIX века А. А. Куник и позже Н. Т. Беляев доказали происхождение летописных имен Синеус и Трувор от древнескандинавских Signjótr и Þórvar[ð]r.

- В договоре Олега 911 г : «Мы от рода рускаго Карлы, Инегелдъ, Фарлоф, Веремуд, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Руаръ, Актеву, Труанъ, Лидул, Фостъ, Стемид, иже послани от Олга, великого князя рускаго, и от всъх, иже суть под рукою его, свътлых и великих князь, и его великих бояръ, к вам, Лвови и Александрови и Костянтину…»

- Из 15 имен не этимологизируются из скандинавских лишь четыре (выделены болдом) и еще одно этимологизируется сомнительно (выделено болд-италик)

Из первого списка к славянским можно отнести, и то с сильной долей сомнения, только два: Веремуд (Велемудр?) и Стемид. Два из 15-ти!

Таким образом, можно с большой уверенностью утверждать, что при Олеге «от рода русского» выступали скандинавы. Более того: по некоторым особенностям написания и произношения (а также по тому, что некоторые имена из «посольского» списка встречаются только в древненорвежском ономастиконе) можно достаточно надежно предполагать, что «русские» олеговы послы национально принадлежали к данам либо к норвежскому народу (норвежцы это даны). Что дает косвенную поддержку гипотезе, будто Олег - действительно норвежский родич второй (?) жены (?) Рюрика либо вовсе герой саги Одд Орвар (Одд Стрела)

- затем Игорь - видоизмененное Ивар, Ингвар, тоже весьма частое имя у скандинавов, далее Упомянутый у Татищева брат Святослава Улеб - скандинавское имя Ульв, Олаф. Это имя трансформировалось затем на русской почве в имя Глеб и вошло в именослов православной церкви.  Упомянутый в договоре с Византией нети (племянник) Игоря - Акун - скандинавское Хакон (старо-норвежкое Hakun, известен датский ярл Hacun). Имена сопутствующих первым Рюриковичам персон вплоть до времен Святослава в основном скандинавские: Олег и Ольга от  скандинавского имени Хельги, скандинавские имена Дир, Аскольд, Асмонд, Свенельд

- В 944 году мы встречаем имена уже Игоревых послов: «Равно другаго свЂщанья, бывшаго при цари РаманЂ, и КостянтинЂ и СтефанЂ, христолюбивыхъ владыкъ. Мы от рода рускаго съли и гостье, Иворъ, солъ Игоревъ, великаго князя рускаго, и объчии сли: Вуефастъ Святославль, сына Игорева; Искусеви Ольги княгини; Слуды Игоревъ, нети Игоревъ; УлЂбъ Володиславль; Каницаръ Передъславинъ; Шихъбернъ Сфанъдръ, жены УлЂблЂ; ПрасьтЂнъ Туръдуви; Либиаръ Фастовъ; Гримъ Сфирьковъ; ПрастЂнъ Акунъ, нети Игоревъ; Кары Тудковъ; Каршевъ Туръдовъ; Егри Евлисковъ; Воистъ Воиковъ; Истръ Аминодовъ; ПрастЂнъ Берновъ; Явтягъ Гунаревъ; Шибридъ Алданъ; Колъ Клековъ; Стегги Етоновъ; Сфирка...; Алвадъ Гудовъ; Фудри Туадовъ; Мутуръ Утинъ; купець: Адунь, Адулбъ, Иггивладъ, ОлЂбъ, Фрутанъ, Гомолъ, Куци, Емигъ, Туръбидъ, ФуръстЂнъ, Бруны, Роалдъ, Гунастръ, ФрастЂнъ, Игелъдъ, Туръбернъ, Моны, Руалдъ, СвЂнь, Стиръ, Алданъ, Тилен, Апубьксарь, ВузлЂвъ, Синко, Боричь, послании от Игоря, великого князя рускаго, и от всякоя княжья и от всЂхъ людий Руския земля»

Имена Карл, Инигильд, Рольф, Роальд, Актеву, Труан, Бруно напоминают нам о герцогстве Нормандском (основано в 911 г.).

Ивар, Сигбьёрн, Гримм, Стюгги, Альв, Адульф, Торбьерн, Свен, Гунар - это имена скандинавские.

"Ятвяг" - воин из литовского племени.

Алдан - имя точно тюркское; такие имена как Каницар, Прастен, Кол, Алвад, Мутур сильно напоминают древнеболгарские.

Из второго списка к славянским можно отнести : Искусеви, Улеб, Воист, Иггволод, Улеб, Борич. Шесть из 51-го! Причём Улеб это уже славянизированное скандинавское Ульв, Олаф

- Заметим в скобках, что судя по передаче известных нам имен константинопольских императоров, уровень искажения текстов крайне невелик. Следовательно, мы можем рассчитывать, что и другие имена переданы с небольшими искажениями, вызванными транскрибированием чуждых славянскому языку имен.

- Что же показывает второй список? Из 73 имен 28 имеют точно не скандинавское и 14 - сомнительно (или не доказанно) скандинавское происхождение. Таким образом, мы можем видеть, что прежде «толпившихся у трона» скандинавов почти наполовину потеснили лица другого происхождения - славянского, чудинского и проч. Иными словами, заметно растворение скандинавского элемента в прочем национальном составе населения Древней Руси. Даже символизм такого растворения - точнее говоря, взаимной ассимилиции - поражает: у «славяноязычного» Святослава посол - скандинав, у Ольги - скорее всего, чудин (возможно, это косвенное подтверждение известий, будто она происходит из-под Пскова), у скандинава Турда - славянин (болгарин?) Прастен, и еще один Прастен - у Бьорна, у Гунара - балт Явтяг и так далее. Возможно, мы видим даже физическое слияние имен: Иггивлад звучит одновременно и по-скандинавски, и по-славянски. А уж что касается купцов - тот тут вообще полный интернационал.среди членов посольства 944 г. почти все скандинавы.

- Рогволод и Рогнеда , известные из ПВЛ, также скандинавские имена - Рёгнвальд и Рагнхильд.





Археология Руси

Важными аргументами норманской теории являются археологические свидетельства, фиксирующие присутствие скандинавов на севере восточнославянской территории, включая находки IX-XI веков на раскопках Рюрикова городища, курганы-захоронения в Старой Ладоге (с середины VIII века) и Гнёздове[12].

В поселениях, основанных до X века, скандинавские артефакты относятся именно к периоду «призвания варягов», в то время как в древнейших культурных слоях артефакты почти исключительно славянского происхождения.

Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерёво, Гнёздово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов).

Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII-XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси.

Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей[13].

Археологические находки, сделанные в XX веке в Пскове, Новгороде, Русе, Ладоге и т. д., свидетельствуют также об очень тесной связи населения севера Древней Руси не только со Скандинавией, но и со славянским южным берегом Балтики - с поморскими и полабскими славянами.

В период раннего средневековья южно-балтийские славяне прямо переселялись в земли, соответствующие северу будущей Руси.

Об этом говорят как археологические, так и антропологические, краниологические и лингвистические исследования[44][45][46][47][48][49][50].

При этом южнобалтийская керамика доходит до Ярославля, до Верхней Волги и до Гнёздова на Днепре, то есть отмечена именно в тех областях, где киевский летописец помещал варягов («Новгородцы от рода варяжского» и т. д.). Однако в Киеве её не обнаружено.

Некоторые скандинавские украшения с территории Древней Руси, X век



Подвески, Гнёздово



Фибулы, Приладожье и Гнёздово



Парадная уздечка, Гнёздово



Гривна с подвесками в виде молоточков Тора, Гнёздово



Скандинавская руническая надпись на амулете из Старой Ладоги, не позднее конца X века[11]



Kälvesten Ög 8, самый ранний варяжский рунический камень, Эстергётланд, Швеция, IX век («Styguʀ/Stygguʀ поставил этот памятник в память об Øyvind, его сыне. Он пал на востоке»)



Березанский рунический камень, Николаевская область, Украина, XI век («Гран сделал это захоронение в память о Кале, своём собрате»)

Находки скандинавских предметов, рассеянные на большой территории в юго-восточном Приладожье, в округе Владимира, Суздаля и Ярославля. Самые крупные из них (Тимерёво, Михайловское, Петровское) расположены недалеко от Ярославля, в 10-12 км от Волги.

Любша

На рубеже VI-VII веков по течению Волхова на месте будущей Любшанской каменной крепости возникает деревянный острог финно-угорских племён. Ряд находок свидетельствуют о том, что поселение было включено в систему контактов между Прикамьем, Южным Приладожьем, Финляндией и Средней Швецией. Обнаружение этого раннего поселения дополнительно свидетельствует, что контакты со скандинавами были начаты финно-угорским населением, а славяне включились в них позднее[89].

По археологии, установленно, что первая крепость - деревяная, с частоколом , (как в Киеве в 9 веке во времена Аскольда) ... была построена финно-уграми - в 6-7 веках. Потом она была захвачена и сожжена ильменскими словенами и отстроена заново в начале 8 века.

Любшанская Крепость

В VIII веке по течению Волхова основываются два населённых пункта. В самом начале VIII века на месте финского острога строится каменно-земляная Любшанская крепость, истоки фортификационных традиций которой восходят к славянам Центральной Европы[90].

По типу строительства (это центральная Европа, а не северная), по арх. находкам она несомненно построена ильменскими словенами и отличается от скандинавской фактории в Старой Ладоге.

Итак, ильменские словене строят уже в 8 веке, первую зафиксированную  Каменно-земляную крепость в восточной Европе ,- с высотою стен в 7 метров! В то время в Киеве было лишь деревянное бревенчатое городище.

Первые разведочные раскопки были проведены на городище, известном из материалов Д. Я. Самоквасова и З. Ходаковского, на рубеже 1960-1970-х годов археологами С. Н. Орловым, Г. С. Лебедевым и В. П. Петренко.

При этом было установлено наличие и характеристика культурного слоя и обнаружены каменные конструкции вала крепости. В 1997 году петербургской экспедицией археолога Е. А. Рябинина были начаты раскопки, при которых в полном объёме раскрыта и показана значимость памятника. Раскопки продолжались с перерывами около пяти лет. Сообщения о раскопках были опубликованы в 2002 и 2003 годах, однако полностью материалы раскопок опубликованы (по состоянию на 2004 год) не были из-за болезни Рябинина.

В 2008 году остеологический анализ рыбных костей и чешуи, найденных при археологических работах Рябинина в 1998-2000 годов в слоях VI-IX веков, был опубликован И. И. Тарасовым.  В 2003 году И. Л. Воиновой была произведена реконструкция внешнего вида крепости.

В 2010 году на основе этой реконструкции и топологической съемки 1970-х годов А. А. Фролкиным была создана трёхмерная реконструкция крепости.

Любшанская крепость - древнейшая каменно-земляная крепость на территории Древней Руси на месте бывшего устья реки Волхов, расположенная на городище в 2 км от Старой Ладоги на другом берегу реки Волхов.

Таким образом, этот памятник предшествует по времени появлению застройки на Староладожском Земляном городище в середине VIII века. Характер находок и культурного слоя позволяет отнести её население к славянам среднеевропейского происхождения, имевшими связь с западными славянами Балтийского Поморья, славянами и кривичами Верхнего Поднепровья, и с отдалёнными славянскими землями Подунавья.

Это говорит об особом пути формирования славяно-русского населения Новгородской земли.

Рябинин относил перестройку крепости на каменном основании ко времени около 700 года. Он реконструирует крепостную стену Любшанской крепости как представлявшую собой глиняный вал высотой около 3 метров, укреплённый двумя подпорками из свободно сложенных камней. На валу была возведена защитная стена из деревянных клетей (каркас из брёвен с утрамбованной землёй внутри). Общая высота оборонительного сооружения составляла до 7 метров. Ближайшие аналоги Любшанской крепости Рябинин видел в Центральной Европе, в ареале расселения западных славян - от Дуная до Балтийского Поморья.

Ладога

В 2 км к югу от острога выше по Волхову, в первой половине 750-х годов на другом берегу Волхова появляется скандинавское (по мнению Е. А. Рябинина - готландское основанное готландцами - выходцами с острова Готланд) неукреплённое поселение Ладога (др.-сканд. Aldeigjuborg; в частности, фиксируются следы скандинавского производства VIII века[88]).

В 760-х годах жизнь скандинавской колонии обрывается. Население Ладоги вплоть до конца 830-х годов становится преимущественно славянским (предположительно кривичи)[91].

Постройки и предметы (инструменты) скандинавского типа, аналогичные известным древностям вендельского периода, вытесняются из Ладоги уже через 10 лет после её основания раннеславянской культурой с Северо-Запада: Днепровского Левобережья или Поднестровья, Подунавья, верховьев Днепра, Западной Двины или Волги (аналогичной пражской, пеньковской или колочинской культурам)

Здесь с 780-х годов организуется производство из стекла «глазчатых» бус и бисера. Однако, типы обнаруженных на Староладожском (Земляном) городище и в Любше бус различны.

Голубые кубовидные стеклянные бусы (найдены 20 бусин в Любши, тогда как в Ладоге известны лишь в 4 экземплярах, датируемые 810-840 годами) не произведены в Ладоге, но указывают на контакты жителей Любши по Великому шёлковому пути.

Наоборот, на территории Любши не обнаружен рубленый бисер, произведённый в Ладоге для товарообмена с финно-угорским населением.

Видимо Любшанская крепость выполняла сторожевые функции, осуществляя военно-административный контроль над устьем Волхова. Впрочем, обширный посад (селище) Любши пока не исследован.

Новгород

Вот что пишет академик Валентин Янин в 2006 году в своей статье "Роль Новгорода в отечественной истории" - по поводу Новгорода..

Там он мягко "корректирует" свои ошибочные изыскания 1971 года :

«Трудности же в освещении роли Новгорода вызваны тем, что традиционные и столь противоречивые оценки возникали тогда, когда наука не располагала и десятой долей тех источников, которые известны сегодня. И лишь сейчас наступает время для трезвого взвешивания привычных выводов и лежащих в их основе аргументов. В настоящей статье хотелось бы коснуться тех узловых проблем, которые имеют отношение к обозначенной в ее заглавии теме. Первая из этих проблем - возникновение самого Новгорода, юбилей которого привычно исчисляется не от даты основания, а от даты первого упоминания города на страницах летописи под 862 г.

Сама по себе эта дата условна, однако очевидно, что она близка к истинной, и Новгород действительно принадлежит к числу самых древних городов Руси. В более раннее время появлялись и укрепленные поселения, и поселения с заметно выраженным торгово-ремесленным обликом, но они еще не были городами в том смысле, который вкладывает в этот термин современная наука.

В настоящее время широко распространена концепция киевского происхождения Новгорода, согласно которой Новгород возник в результате объединения северорусских земель с днепровским Югом и был основан киевскими князьями как пограничная крепость на северных рубежах Киевской Руси. Логичным следствием такой концепции оказывается отрицание летописной даты раннего существования Новгорода, поскольку само возникновение объединенной Киевской Руси относится к самому концу IX - началу Х вв., а не к середине IX в.

Что по этому поводу сообщают новейшие научные данные? На первое место среди них я поставил бы языковые свидетельства новгородских берестяных грамот ранней поры, т.е. XI - начала XIII вв.

Лингвистический анализ этих документов, исчисляемых уже сотнями экземпляров, проведенный А.А. Зализняком, установил главные особенности древнего новгородского диалекта, которые демонстрируют его своеобразие и резкое несходство с особенностями южнорусских древнейших языковых пластов.

Эти новгородские особенности обнаруживают частичное совпадение с соответствующими элементами западнославянских языков [2]. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что основной массив славянского населения русского Северо-Запада образовался за счет притока славян не с берегов Днепра, а из южной Прибалтики.

Очень показательными оказываются близкие совпадения в новгородском и западнославянском именослове, а также в топонимике. О том же говорят данные археологии и антропологии. Весьма любопытную картину открывает топография древнейших монетных находок, которая показывает существование не только в IX в., но даже и в XI в. двух экономически замкнутых областей с особыми денежно-весовыми системами в каждой: одна - на юге, а другая - на северо-западе Восточной Европы .

Археологическое изучение славянских поселений на Северо-Западе Руси показывает, что в них уже в VIII - IX вв. развиваются процессы выделения ремесла, социального расслоения, разложения самых основ военно-демократического общества.»

(С)

В настоящее время археологически установлено, что Рюриково Городище, это и есть тот самый летописный Новгород.

Самые ранние слои Городища относят к концу VIII - началу IX века.

https://mr-shuklin.livejournal.com/37194.html - Новгородская Русь. Археология, Города Гардарики. Любша, Ладога, Рюриково Городище, Новгород. Русь и Моравия. Сборник 1

Previous post Next post
Up