РУСЬ ЭТО УКРАИНА? УПОМИНАНИЯ О РУСИ. 16 век продолжение 1

Dec 08, 2020 18:58



1561 г из Юго-Западной (Литовской) в Северо-Восточную (Московскую) Русь отправился монах Исайя Камянчанин (уроженец Каменца-Подольского). Он ехал просить в царской библиотеке рукописный экземпляр Библии, чтобы (как сам потом писал) издать ее

«слово в слово...в нашем государстве христианском руском Великом княжестве Литовском выдати тиснением печатным нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианом».

Одним из примеров употребления «русин», в том числе с множественным числом «русины», является Казанская история в списке 1560-х годов. Со временем эти формы были вытеснены субстантивированным прилагательным «русский», произошедшим от выражений «русские люди», «русский человек», или от «Русьстии сынове» (фраза ок. 1112 года), параллельно вытеснялось литературными грецизмами «росс» или «россиянин».

1562 г Карта Энтони Джекинсона государство Russia со столицей в Москве

https://evgenysharypov.livejournal.com/7552.html

http://rovdyrdreams.com/karta-rossii-moskovii-i-tartarii-1562-goda-rabotyi-entoni-dzhenkinsona/

Составленная Антонием Дженкинсоном, англичанином, в Лондоне в 1562 году и изданная с гравюры Франса Хогенберга в Антверпене в 1570 г. Карта посвящена его светлости Генриху Сиднею, правителю Уэльса. Тут есть Россия, но нет Украины.

В левом нижнем углу карты Энтони Дженкинсона, в картуше читаем: «Описание России, Московии и Тартарии. Автор Антоний Дженкинсон Англичанин, издано в Лондоне в 1562 и посвящено его Светлости Д. Генриху Сиднею Правителю Уэльса. С привилегией»

В левом верхнем углу изображен правитель РУССИИ , именуемый » ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ, Император России , Герцог Московский и пр.».

1560-е Казанская История, "Сказание сиречь история о начале царства Казанского и о бранех и о победах великих князей Московских", Сказание о Казанском Царстве (Казанский Летописец)

«О первом же начале царства Казанскаго - в кое время или како зачася - не обрѣтохъ в лѣтописцех рускихъ, но мало в казаньских видѣхъ. Много же и рѣчию вопрошахъ от искуснѣйших людей, рускихъ сыновъ.»

«И вышедъ исподъ градныхъ пещеръ, и соидесь во едино место, и возвысися пламень огня до облакъ, шумящъ, и клокочющи, аки некія великія реки силныи, прахъ, яко и Рускимъ воемъ инемъ смятися отъ страха и далечь отъ града бежати, и прорва крепкія стены градныя, прясло едино, а въ другомъ же месте, отъ Булака саженеи зъ десятокъ, и таиникъ подня, и понесе на высоту великое древіе, на высоту съ людми, яко сено и прахъ ветромъ, и относя чрезъ воя Рускія, и меташе въ лесе и на поле далече, за 10 верстъ и 20 верстъ, идеже несть Рускихъ людеи-и Божіимъ бреженіемъ не уби древемъ темъ великимъ ни единого же Русина »

«Рустей же силе велице суще и всегда казанцев прогоняху, биюще: на единаго бо казанца сто русинов, а на два двѣсте.…»

«О падени храбрыхъ Казанцовъ». Глава 83.

«Техъ же досталныхъ Казанцовъ 3.000 окопившеся храбрыхъ, и плакавше и целовавъшеся со оставльшимися, и молвяше къ себе: "выедемъ исъ тесноты сея на поле, и сецемся съ Русью на месте роце, дондеже изомремъ, или убегше животъ получимъ",-и вседше на коня своя и прорвашася во врата царевы за Казань реку, и надеющися на крепость рукъ своихъ и хотяше пробитися сквозе Рускихъ полковъ, убежати въ Нагаи;

и скочиша аки зверіе во осоку, и ту ихъ окружи Руская сила вместо согнетенія, и осыпаша ихъ аки пчела, не дадущи прозрети-стоя бо ту на поле два воеводы противу царевыхъ вратъ, князь Петръ Щенятевъ, князь Иванъ Пронскои Тарантаи.

-И много секъшеся Казанцы, и многихъ от вои Рускихъ убивше, и сами ту же умроша, храбрыя, похвално на земле своеи. Како бо можаху битися  Казанцы съ такими Рускими силами многими, яко быти на единого Казанца Русиновъ пятдесятъ.»

«Воин же той русинъ остави то все в мечети грабити и тече к дружине своей и повѣда имъ о цари, с ними же и поскочи на царя, а иныя на жены устремишася.… »

«И воина же русина, приведшаго царя, и други его, сребром и златом ис казны своея понемалу одаривъ и свѣтлая портища подавъ имъ, и паки отпусти их на сѣчю казанцевъ. И радостно потече з друзи своими, вземше корысть добычи своея от самодержцевы казны.…»

«И Божиимъ брежением не уби древиемъ тѣмъ великим ни единаго русина…»

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5148

1564 г. Из письма Ивана Грозного:

«Богъ нашъ Троица, иже прежде векъ сый и ныне есть, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ, ниже начала имеетъ, ниже конца, о немже живемъ и движемся, имже царие величаются и силнии пишут правду, иже дана бысть единороднаго слова Божия Исусъ Христомъ, Богомъ нашимъ, победоносная хоруговь - крестъ честный, и николи же победима есть, первому во благочестии царю Констянтину и всемъ православнымъ царемъ и содержителемъ православия.

Понеже смотрения Божия слова всюду исполняшеся, и божественнымъ слугамъ Божия слова всю вселенную, яко же орли летаниемъ, обтекше, даже искра благочестия доиде и до Росийскаго царствия. Сего убо православия истиннаго Росийскаго царствия самодержавство Божиимъ изволениемъ поченъ от великого князя Владимира, просветившаго Рускую землю святымъ крещениемъ, и великого князя Владимира Мономаха, иже от грекъ высокодостойнейшую честь приимшу, и храбраго великого государя Александра Невского, иже над безбожными немцы велию победу показавшаго, и хваламъ достойнаго великого государя Димитрия, иже за Дономъ над безбожными агаряны велию победу показавшаго, даже и до мстителя неправдамъ, деда нашего, великого государя Иоанна, и закосненнымъ прародителствия землямъ обретателя, блаженыя памяти отца нашего великого государя Василия, даже доиде и до насъ, смиренныхъ, скипетромдержания Росийского царствия.

Мы же хвалимъ Бога за премногую его милость, произшедшую на насъ, еже не попусти доселе десницъ нашихъ единоплеменною кровию обагритися, понеже не восхотехомъ ни под кимъ же царства, но Божиимъ изволениемъ и прародителей своих и родителей благословениемъ, яко же родихомся в царствии, тако и воспитахомся и возрастохомъ и воцарихомся Божиимъ велениемъ, и прародителей своих и родителей благословениемъ свое взяхомъ, а чюжаго не восхотехомъ.

Сего православнаго истиннаго християнского самодержавства, многими владычествы владеющаго, повеления, нашъ же християнский смиренный ответъ бывшему прежде православнаго истинного християнства и нашего самодержания боярину и советнику и воеводе, ныне же крестопреступнику честнаго и животворящаго креста Господня, и губителю хрестиянскому, и ко врагомъ християнскимъ слагателю, отступшему божественнаго иконнаго поклонения и поправшему вся священная повеления, и святые храмы разорившему, осквернившему и поправшему священныя сосуды и образы, яко же Исавръ, Гноетезный, Арменинъ, и симъ всимъ соединителю, - князю Андрею Михайловичю Курбскому, восхотевшему своимъ изменнымъ обычаемъ быти ярославскому владыце, ведомо да есть.»

1564 г В Послесловии к московскому «Апостолу» 1564 г (первая книга, напечатанная в России) о начале книгопечатания

Упоминание к царю 1 раз "всея Росии" и 2 раза "всея Русии", к митрополитам также 2 раза "всея Русии" и 1 раз "всея Росии" ..

То есть это взаимозаменяемые понятия для России 16 века.

«.....И сие доиде и царю в слухъ; он же начатъ помышляти, како бы изложити печатныя книги, яко же в грекехъ, и в Венецыи, и во Фрягии, и в прочих языцехъ, дабы впредь святыя книги изложилися праведнѣ. И тако возвѣщает мысль свою пресвященному Макарию, митрополиту всея Русии . Святитель же, слышавъ, зело возрадовася и, Богови благодарение воздавъ, царю глаголаше, яко от Бога извѣщение приемшу и свыше даръ сходящъ. И тако повелѣниемъ благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии и благословениемъ пресвященнаго Макария митрополита начаша изыскивати мастеръства печатных книгъ в лѣто 61 осмыа тысящи[13]. Въ 30-е лѣто государьства его[14] благовѣрный же царь повелѣ устроити домъ от своея царския казны, идѣ же печатному дѣлу строитися, и нещадно даяше от своихъ царских сокровищъ дѣлателем - Николы Чюдотворца Гостунъского диякону Ивану Фёдорову да Петру Тимофѣеву Мстиславцу на составление печатному дѣлу и къ ихъ упокоению, донде же и на совершение дѣло ихъ изыде. И первѣе начаша печатати сия святыя книги - Дѣяния апостольска, и послания соборная, и святаго апостола Павла послания в лѣто 7070 первое[15] априля въ 19 на память преподобнаго отца Иоана Палеврета, сирѣчь ветхия лавры. Совершени же быша в лѣто 7070 второе[16] марта въ 1 день при архиепископе Афанасие, митрополите всея Росия , в первое лѣто святительства его, въ славу Всемогущия и Живоначалныя Троица, Отца и Сына и святаго Духа, аминь.»..

...В самом начале этого текста  записано

"...царя и великого князя Ивана Васильевича всея великия Росия самодержца", далее по тексту титулатура употребляется, как "царя и великаго князя всея Русии". И митрополит указан и как "всея Русии", и как "всея Росия".

Титулы правителей Российского государства, митрополитов и патриархов, упоминаемые в послесловиях Апостолов, изданных в 16-17 веках (взято для примера 4 Апостола):

1. Апостол Ивана Федорова, Петра Тимофеева Мстиславца, издан в Москве 19 апреля 1564 (листы для поиска 535-537):

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003334090#?page=5

https://dlib.rsl.ru/viewer/01003334090#?page=535

1.1.«благочестиваго царя и великаго князя Ивана Василиевича, всея Великая Росия самодержца»;

1.2.«пресвященнаго Макария, митрополита всея Русии»;

1.3.« благовѣрный царь и великий князь Иванъ Василиевичь всея Русии»;

1.4.«пресвященному Макарию, митрополиту всея Русии»;

1.5.«благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии»;

1.6. «повелением благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея великия Росия самодержца»

1.7. «при архиепископе Афанасие, митрополите всея Росия»

2. Апостол Ивана Федорова, издан во Львове в 1574 году (листы для поиска 551-559):

https://kp.rusneb.ru/item/reader/apostol-7

2.1. «благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии»;

2.2. «преосвященнаго Макария, митрополита всея Руси»

3. Апостол Ивана Андроникова Невежина, издан в Москве 18 марта 1606 года (листы для поиска 641-642):

https://dlib.rsl.ru/viewer/01002362388#?page=641

3.1. «Исконнаго государя всея великия Росии, …царя и великаго князя Димитрия Ивановича всея Росии самодержца»;

3.2. «Государя царя и великаго князя Димитрия Ивановича всея Росии самодержца»;

3.3. «патриарха кир Игнатия московскаго и всея Росии»

4. Апостол Кондрата Иванова, издан в Москве 25 января 1623 года (лист для поиска 328-331):

https://dlib.rsl.ru/viewer/01002378826#?page=328

4.1. «благочестивому государю нашему богомудрому и богом избранному царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Росии самодержцу»;

4.2. «великаго государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Росии самодержца»;

4.3. «деда своего царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Росии»;

4.4. «дяди своего государя царя и великаго князя Федора Ивановича всея Росии»;

4.5. «святейшаго кир Филарета патриарха московскаго и всея Росии»;

4.6. «государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии;

4.7. «отца его и богомольца кир Филарета же Патриарха московскаго и всея Русии».

1566 г. Филипп Меланхтон

«сейчас мы называем ройсов московитами, это имя взято от имени их главного города, которое называется Москва »

(Melanchtonus P. Neuwe vollkommene Chronica. Frankfurt, 1566, T.4., р.51, цит. за А.С.Мыльников. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI- XVIII веков, СПб, 1999, с. 83);

1570 г Карта Абрахама Ортелиуса :

https://www.loc.gov/resource/g3200m.gct00003/?sp=107

https://www.loc.gov/resource/g3200m.gct00003/?sp=108&r=0.121,0.314,0.212,0.084,0

1571 г Пример титулатуры из государственного акта времен царя Ивана IV.

«Лета 7079 (1571 г.) февраля в 16 день по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии приказу, боярин князь Михайло Иванович Воротынский приговорил с детьми боярскими, со станичными головами и со станичники о путивльских, и о тульских, и о рязанских, и о мещерских станицах, и о всех украинных о дальних и о ближних и о месячных сторожах… где б было Государевым украинам бережнее, чтоб воинские люди на Государевы украины войною безвестно не приходили»

(начало известного «Приговора о станичной и сторожевой службе», внесшего важный вклад в отвоёвывание Дикого поля; заметим и употребление слова «украинный» и «украины» в самом естественном смысле - пограничный, пограничья.)

Атлас от 1571 г, «RUSSIA»

https://www.raremaps.com/gallery/detail/51673/atlas-theatrum-orbis-terrarum-ortelius

1573 г. Карта смотрим имя северо-восточного соседа Ливонского Ордена 1573-1578 года :

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/LIVONIAE_NOVA_DESCRIPTIO_1573-1578.jpg

1573 г Иван IV упоминал именованование Россия в письме Юхану III:

" - Божественнаго (...) существа (...) милостью и властию и хотѣниемъ скифетродержателя Росийскаго царствия, великого государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси (...) честныя нашия степени величества слово наше то Ягану, королю Свѣйскому и Готцкому и Вендийскому; - Писана в нашей вотчины Лифлянские земли города Пайды лѣта 7081, месяца генваря в 6, индикта 1, господствия нашего 40, а царствъ нашихъ Росийскаго 26, Казанского 21, Асторохансково 18"

1570-е Католический кардинал Чезаре Баронио (1538-1607 гг.) писал:

«Московия получила свое наименование по названию реки и расположенной на ней столице, являясь частью Русии»

1570-е Сын царя Ивана Грозного:

«Преписано бысть сие…многогрешным Иваном во второе на первом писатели, колена Августова, от племени варяжскаго, родом русина, близь восточныя страны, меж предел словеньскых, и варяжских, и агаряньскых, иже нарицается Русь»

1570-е Итальянец Александр (Guagnini) Гваньини (1538-1614):

«Я намерен, благосклонный читатель, описать Московию и пределы ее, коими она замкнута; я полагаю, что прежде всего надлежит мне рассказать, откуда берет она свое наименование. Это некая область в центре Белой (как говорится) Руссии, лежащая на северо-востоке, от которой получают наименование Московии и все прочие области Руссии, лежащие вокруг (хотя и названные совершенно различными именами); жители их на местном языке называются московитами, и сам монарх областей Руссии именуется великим князем Московии.

Далее, московиты были вначале малым и незначительным народом русских, но теперь уже благодаря прибавлению многих государств к Руссии, частично присоединенных на правах законного наследования, частично подчиненных силой или хитростью, она начала сильно расти за счет завоеванных и захваченных областей соседних народов, так что может считаться обширнейшей державой...»

ОБ ОБЛАСТИ МОСКОВИЯ И О ЗНАМЕНИТОМ ГРАДЕ С ТЕМ ЖЕ НАЗВАНИЕМ

ГЛАВА I

"Московия, по-местному называемая Москвой, обширнейший город, столица и метрополия всей белой Руссии, подвластной великому князю московитов, вместе с областью или княжеством получила название от протекающей здесь местной реки, называемой Москвою.

Истоки этой реки находятся в Тверской области возле города, называемого Олеско 4; в восьмидесяти верстах от него (в польской миле содержится пять верст) она доходит до города Московии; минуя его и приняв несколько притоков, поворачивает к востоку и в Рязанской области впадает в реку Оку...»

Александр (Guagnini) Гваньини (1538-1614): писал в своей книге Сарматы ( Sarmatiae Europeae Descriptio ), что Русь была разделена на три части:

«Под властью москвин (московского великого князя), оказалась Белая Русь. Под властью польского короля - Чёрная Русь. И остальное - Красная Русь. Великий князь московский был назван Белым царём. Русский царь был, таким образом, «Белый царь» :

«Sunt Квай principem Moscovuiae Альба Регем nuncupant. Ego quidem causam diligenter quaerebam, CUR Regis Альби Nomine appellaretur или Weisse Reyssen Одер Weissen Khünig nennen etliche unnd damit Айн underscheid дер Reyssen MACHEN (от Rerum Moscoviticarum Commentarii).»

Титул включён в число официальных титулов московского царя - «Государь всея Руси: Великой, Малой и Белой» .

Это название, вместе с торжественным выражением, было в использовании до самого конца Российской империи.

1571 г Царский приказ о назначении кн.М.И.Воротынского ведать станицы и сторожи, и о созыве в Москву столичных голов, вожей и сторожей для распроса.

«Лета 7079 генваря в 1 д. приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии боярину своему князю Михаилу Ивановичу Воротынскому…»

XVI век Географ Герард Меркатор (лат. Gerardus Mercator; 5 марта 1512, Рупельмонде - 2 декабря 1594, Дуйсбург) называет жителей Рюгена рутенами. В русском переводе XVII века остров именуется Русией.

1576 г Даниил Принц из Бухова (Daniel Prinz von Buchau) (1546-1608) - посол Священной Римской империи в Московском княжестве во времена правления Ивана Грозного.

«Москвитяне, намереваясь начать важные дела, привыкли употреблять торжественную формулу:

“Во имя Святой и Нераздельной Троицы, Отца, Сына и Св. Духа. Аминь”. Таким образом Великий Князь Московский всем грамотам, которые он отправляет к иностранным Государям, обыкновенно предпосылает следующее торжественное призвание Св. Троицы, которое я перевел с Русского (ex Ruthenico transtuli), конечно, как мог:

“Троица Святейшая, Пребожественная и Преблагая, которая дает мудрость верующим в Тебя истинным Христианам; Ты всегда невидима, преславна, начало и конец всего; проведи нас в стезях Твоих и наставь к исполнению повелений Твоих, да скажем в народе Твоем о воле Твоей. Милостью и благоволением сего Бога, в Троице славимого, мы доселе владеем кормилом Русского Государства”.

«При встрече Русские приветствуют друг друга взаимно наклонением головы; тоже соблюдают при благодарности.»

1577 г Генрх Штаден («Moscowiter Land und Regierung Beschriben durch Henrichen von Staden»)

«В Русской земле на Москве у великого князя было много фюрстов или князей (Knesen), у которых были особые, им выделенные области, города, дворы и деревни. А именно: князь Владимир Андреевич, князь [Иван] Дмитриевич Бельский, князь Михаил Воротынский, князь Никита Одоевский, князь Андрей Курбский, князь Василий Темкин, князь Петр Шуйский и еще много других князей; еще Иван Шереметев, а также Турунтай, Алексей и его сын Федор Басмановы, Иван Мстиславский и много других таких же начальников высокого чина.Они постоянно ходили войной - особенно против извечного врага Русской земли, царя крымского.»

http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Staden/frametext3.htm

На пике межконфессиональной борьбы, возникшей после заключения Брестской унии 1596 года, первыми теориями раскола пользовались униатские и католические полемисты, чтобы придать «схизматикам» московитам статус совершенно иного народа, противопоставленного русинам.

1577 г Повесть О ПРИХОЖДЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ (1581)

«Овии же от них во ины страны бѣгаяше; инии же во градех своих затворишася, на твердости же града надѣющеся; овии же смущающеся: во градех ли седети крѣпко или покоритися и з дарми руского царя, великого князя государя срести, вѣдуще, яко твердоя их укрепленныя каменныя стѣны против руских стенабитных сосуд отстояти не могут.

Паки же славнаго своего града Москвы достизает и тамо велехвален побѣдитель ото всѣх показася: не токмо в Русийском его царствѣ, но и по всѣм окрестным царством и королевством произнесеся высокое над вифляны победительство.

Паки же сие слышав руский государь, яко не токмо обѣтов своих и по своим законом забыша, но и на брань воополчишася и грады паки восприемлют, розгнѣвавшеся на них царь государь, паки в третьеѣ лѣто первого своего походу во отмщение на них пути ся приемлет»

1578 г Мартин Кромер (1512-1589) В трактате «Полония» :

«Как по происхождению так и по языку, поляки составляют одно целое с чехами, руссами, московитами, хорватами, мораванами, силезцами, кашубами, болгарами, расциями, сербами, иллирийцами, и при других обстоятельствах описываются под именем славян или венедов (slavico seu venedico)» (Cromer 1578. P 44-45)

1579 Россия на карте мира Абрахама Ортелия 1579 года. World, by Abraham Ortelius.

https://sanderusmaps.com/our-catalogue/antique-maps/world-and-polar-regions/world-by-abraham-ortelius-28640?_gl=1*1didyqa*_up*MQ..*_ga*MzA1NTIyMzU4LjE3MDMxOTM2MDc.*_ga_4GV6JSEDD8*MTcwMzE5MzYwNy4xLjEuMTcwMzE5NDMzOS4wLjAuMA



1581 г Папский легат Антонио Поссевино, посетивший Москву Иоанна Грозного, записал:

«Что касается схизмы и смысла учения греков (а русские, или московиты, идут по их стопам)…

(Melanchtonus P. Neuwe vollkommene Chronica. Frankfurt, 1566, T.4., р.51, цит. за А.С.Мыльников. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI- XVIII веков, СПб, 1999, с. 83)

1581 г письмо Ивана Васильевича Стефану Баторию

«А что панове твои говорят, коли бы то была наша отчина и мы им и приложеных подавали: ино та наша отчина Лифлянтская земля была не нашие веры, а жили в ней все немецкие люди, и наши прародители и мы их пожаловали, дали им в том волю, что им мистром и преложеных обирати по их вере и по их обычаю, а для руских купцов, что приезжая к ним торговали, были у них церкви хрестьянские и дворы и слободы

Ино то знатьно, что ты делает, предаваючи хрестиянство бесерменом! А как утомиш обе земли - Рускую и Литовскую, так все то за бесермены будеть. И ты хрестиянин именуешъсе, хрыстово имя на языце обносит, а хрестьянству испровержения желаеш.»

1581 г Карта Авраама Ортелиуса «RUSSIA» - Новгородская, Московская Владимирская, Рязанская, Каргопольская

https://www.raremaps.com/gallery/detail/50396/russiae-moscoviae-et-tartariae-descriptio-auctore-antonio-i-ortelius

1582 г Поляк М.Стрыйковский:

«Поэтому сдается, что свой древний язык у славян был русский (Ruski), московский, ибо те руссаки (Russacy), которых мы зовем Москвой, издавна поселившись в тех северных и восточных краях, где и теперь [живут], далее не пошли.»

1584 г Чин венчания на царство Феодора Ивановича :

"... Царь и Великий князь Феодор Иванович всея Росия"

1584 г Карта Финского залива голландского штурмана и картографа Лукаса Вагенера, [РНБ. Шифр хранения К 0-БалтМ 2/49 На карте есть Россия и рутены (русины).

https://kp.rusneb.ru/item/material/finskiy-zaliv-vostochnaya-chast

✅ На картуше карты надпись: "Het wterste ofte oosterste deel van de Oster Zee beslooten tegens Ruslandt Lijfflandt, Oost Finlandt, in welcken de twe opperste ofte veerste laetplaetsen sijn van geheele oosterse nauigatie, te weeten der Narva eñ Wijburch, met de omstandlicheijt der Eijlanden, Clippen, eñ Sweetse schaerē".

✅ В верхней части карты на территории Российского государства есть две надписи: "RVS LANDT" и "RVSSIA", в статье с описанием карты название нашей страны "Ruthenia".

✅ Из значимых топонимов отметим Ивангород, на карте «Ivangrot» - русский морской порт-крепость, основанный в 1492 году великим князем Иваном III Васильевичем; с 1581 по 1590 год принадлежал шведам и вернулся в состав России по Тявзинскому миру; с 1612 по 1704 год в результате шведской интервенции вновь оказался в рук
Previous post Next post
Up