МАЛЕНЬКИЙ ХАОС / A LITTLE CHAOS (2014)

Nov 07, 2015 00:33




О существовании «Маленького хаоса» я узнал летом 2014 года, в Лондоне. Британские остановки были буквально нашпигованы рекламой этого фильма. В России же кино прошло мимо массового зрителя и до большинства кинотеатров не добралось. Почему? Да кто его знает. Возможно, прокатчики решили, что историческая драма не сумеет собрать в кинозалах сколько-нибудь серьезную толпу. Вообщем, я смотрел «Маленький хаос» на экране телевизора и, в принципе, правильно сделал, поскольку на масштабную ААА постановку "Хаос" явно не тянет. Однако я не буду забегать вперед и расскажу обо всем по порядку. Начну, как водиться, с реальной истории.


Действие фильма развивается в последней четверти XVII века. Стареющий Людовик XIV строит Версаль, надеясь воссоздать в камне величие библейского Эдема. Руководителем строительного проекта является Андре Ленотр - французский ландшафтный архитектор, трудоголик и несчастный по жизни человек. Детей у Ленотра нет, жена - вредная, вследствие чего Андре проводит большую часть времени на работе.



Герцог Орлеанский зовет де Барра послушать музыку и поиграть в D&D.
Поскольку масштаб проводимых работ крайне велик, а бюджеты ограничены (Франция ведет непрерывные войны против Англии и Голландии), Ленотр пытается привлечь к проекту сторонних подрядчиков. Отказавшись от помощи специалистов-мужчин, Андре делает ставку на м-ме де Барра, работы которой привносят в классическую геометрию садов легкое дуновение хаоса.

Де Барра начинает строительство театра на открытом воздухе и попутно знакомится с обитателями дворца: королем, аристократами, строителями, архитекторами и другим людом, населяющим великолепный Версаль. Влюбившись в Ленотра (в фильме он молодой и красивый) Де Барра переходит дорогу его жене и оказывается в крайне опасной ситуации, связанной с окончанием строительных работ. К счастью для зрителя, все заканчивается хорошо. Картина завершается безусловным хэппи-эндом, что является редкостью, как для костюмных драм, так и для серьезных исторических фильмов (с пафосно погибающими героями).



Суть фильма в одном кадре.
Сильнейшей стороной картины является ее визуальная часть. Костюмы, сады и интерьеры Версаля сделаны на твердое «хорошо». Отдельные элементы и вовсе выполнены на отлично. Во время просмотра «Хаоса» зритель сможет узнать интересные сведения о системе орошения версальских садов и принципах строительства амфитеатров. Картина отменно передает дух эпохи и заставляет поверить, что именно так в XVII веке велись строительные работы (просто, грубо, но весьма эффективно).

Актеры, приглашенные Аланом Рикманом (режиссером «Маленького Хаоса») в фильм, успешно справляются со своей работой. Кэйт Уинслет (де Барра) копает землю и влюбляется в Ленотра, Матис Шорнатс (Ленотр) ругается с женой и влюбляется в де Барра. Алан Рикман (Людовик XIV) с важным видом ходит по Версалю, а также помогает садовникам расставлять цветочные горшки. Стенли Туччи (герцог Орлеанский) оказывается всецело положительным персонажем, несмотря на явную голубизну. Казалось бы, все персонажи при деле. Однако именно здесь и скрывается корень проблемы.



Согласитесь, Рикману идет этот образ.
Основной недостаток фильма связан с тем, что он очень, очень долгий и крайне тяжеловесный Картина идет два часа и за это время в ней ничегошеньки не происходит. Вот де Барра строит театр, вот она копается в земле, вот знакомится с королем, вот присутствует на приеме. Действие, погони, перестрелки, напряжение, опасность? Не слышали, не знаем, не нужно! Хотите действия, смотрите «Трех мушкетеров», ведь на стройке ничего опасного не происходит, разве кто ведро с цементом перевернет. Короче говоря, постановка Рикмана носит всецело театральный характер и напоминает здоровенный гобелен, который легко может «укокошить», прошедшего под гардиной мечтателя-постреленка.

«Маленький хаос» можно рекомендовать тем любителям рококо, которые ставят визуальный стиль картины превыше действия и сюжета. Если в свое время вам понравился Кубриковский «Барри Линдон» (особенно его вторая половина), то мимо новейшей работы Рикмана проходить не стоит. Остальным зрителям лучше использовать «Хаос» в качестве эффективного снотворного.

(с) Илья Садчиков

movie, история, history, кино

Previous post Next post
Up